Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в спортивной подготовке: постановка проблемы и возможные пути ее решения
Аннотация
В настоящей статье анализируются обстоятельства непреодолимой силы в спортивной подготовке. Авторы отмечают, что обстоятельства непреодолимой силы в спортивной сфере, как правило, не связаны с нарушением обязательств и наложением ответственности, характеризуются чрезвычайностью и непредотвратимостью. Наряду с общими видами форс-мажора в спортивной подготовке авторы выделяют и иные специфические обстоятельства, перечень которых открыт и может варьировать в зависимости от вида спорта. В государственной и муниципальной системе подготовки спортивного резерва не выработано критериев и органов, устанавливающих возникновение форс-мажора в спорте.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Спорт: экономика, право, управление № 04/2024 |
Страницы | 24-27 |
DOI | 10.18572/2070-2175-2024-4-24-27 |
Физическая культура и спорт (далее — ФКиС) являются одним из социально-значимых явлений. Практика показывает, что потребности граждан в занятиях физической культурой могут безболезненно удовлетворяться во время получения основного или дополнительного образования независимо от возникновения различных обстоятельств непреодолимой силы. И напротив, в спорте или спортивной подготовке (далее — СП) возникают различные специфические препятствия при достижении того или иного результата.
Так, для участия в спортивных соревнованиях различного ранга необходимо наличие и соблюдение определенного регламента специальной подготовки, исполнения установленных условий для участия спортсмена. Ведь не секрет, что пик спортивной формы не всегда может совпадать с потенциальным уровнем готовности спортсмена в том или ином промежутке времени, а условия организации и проведения могут не удовлетворять установленным требованиям (правилам по виду спорта, регламентам проведения и иным предписаниям организаторов). Поэтому внезапное отклонение от установленного графика и условий проведения мероприятия оказывает дестабилизирующее воздействие на показываемый спортивный результат. Причем величина отклонения от успешности выступления на перенесенных (отложенных) спортивных соревнованиях в пределах одного спортивного сезона, как правило, прямо пропорциональна уровню подготовленности спортсмена. Другими словами, для кого-то из спортсменов возникновение обстоятельств непреодолимой силы (далее также — форс-мажор) является благом, а для кого-то — катастрофой в спортивной карьере.
В профессиональном спорте, регулируемом общероссийскими спортивными федерациями и (или) профессиональными спортивными лигами, случаи форс-мажора прописаны правилами по виду спорта и (или) регламентными нормами по проведению спортивного соревнования. И напротив, в условиях подготовки спортивного резерва рассматриваемому нами вопросу уделяется недостаточно внимания. Это, на наш взгляд, лишний раз подтверждается результатами опроса тренерско-преподавательского (326 чел.) и административно-управленческого (23 чел.) состава спортивных школ Алтайского края, полученного во время проведения курсов повышения квалификации, методических занятий и иных мероприятий. Представители профессионального сообщества не имеют четкого и однозначного представления о форс-мажоре и его видах в СП. В связи с этим представляется необходимым обратиться к истокам категории непреодолимой силы.
Непреодолимая сила является одной из старейших категорий частного права, известных еще со времен Древнего Рима. По словам Ч. Санфилиппо, «когда обязательство не может быть выполнено по причине объективной и внезапно наступившей невозможности предоставления, никаких неблагоприятных последствий для должника не наступает. Строго говоря, здесь не следует даже говорить о неисполнении, поскольку обязательство уже прекратилось ipso iure. В таком случае источники обычно говорят о vis major (непреодолимая сила) или casus fortuitus (несчастный случай)».
На сегодняшний день непреодолимая сила в гражданском праве России (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ) по-прежнему выполняет функцию освобождения должника от гражданско-правовой ответственности, но и не ограничивается ею: «В ГК РФ мы находим нормы о casus и о vis major, никак не связанные с нарушением каких-либо обязательств», например подп. 1 п. 1 ст. 202 ГК РФ. Одновременно с этим дореволюционные и современные российские цивилисты продолжают традицию разграничения casus и vis major, предлагают на пробу различные теории непреодолимой силы (объективная, субъективная, объективно-субъективная, теорию случайной причинности), а также критерии casus и vis major.