О некоторых противоречиях между международным и национальным правовым регулированием отношений в сфере спорта
Аннотация
Цель работы состоит в исследовании отдельных нормативных актов о регулировании и охране отношений в сфере спорта в России и за рубежом и установлении противоречий между национальным и международным подходом в вопросах противодействия распространению допинга. В статье критически оценены некоторые решения Спортивного арбитражного суда в Лозанне (CAS) по делам о нарушениях атлетами антидопинговых правил в связи с отсутствием принципа состязательности сторон, что негативно отражается на равноправии участников спортивных состязаний. Также автором обращено внимание на правовую лакуну в нормативных актах Российской Федерации о противодействии распространению допинга. Установлено, что законодатель предусмотрел перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте для спортсменов-людей, но не сформировал и не закрепил в нормативных документах подобный перечень в отношении животных. Факты отстранения соотечественников от международных стартов свидетельствуют, что нельзя признать комплексным подход в принятии административных и уголовно-правовых запретов для решения поставленных задач по достижению лидерства российских спортсменов на международной спортивной арене. Автором предложено для дальнейшей имплементации скрупулезно изучить опыт зарубежных стран (Франции, США): фальсификацией результата спортивного состязания людей или животных признается использование запрещенных препаратов из официального списка таковых для людей, животных, которые улучшают их способности. Содеянное квалифицируется как уголовное преступление.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Спорт: экономика, право, управление № 04/2024 |
Страницы | 13-16 |
DOI | 10.18572/2070-2175-2024-4-13-16 |
Введение в проблему
Мировые соревнования обеспечили вовлечение представителей практически всех государств в международные спортивно-правовые события, что потребовало принятия универсальных и общепонятных правил. Глобализм в этом понимании призван обеспечить стороны соответствующей нормативной базой, исключающей противоречия в толковании и правоприменении для создания единых условий для всех участников спортивно-массовых мероприятий. В полной мере положения о равноправии согласуются с закрепленными в Уставе ООН универсальными принципами взаимоотношений — добросовестное исполнение принятых на себя обязательств, уважение прав человека и его основных свобод (ратифицирован указом Президиума ВС СССР от 20 августа 1945 г. «О ратификации Устава Организации Объединенных Наций»).
Несмотря на декларируемые основы, избежать споров в широкой области спортивных отношений невозможно. Возникающие разногласия разбираются в Спортивном арбитражном суде в Лозанне (CAS) — органе, наделенным в соответствии с положениями Кодекса спортивного арбитража, исключительной подсудностью спортивных споров, разрешение которых выходит за пределы полномочий федераций по видам спорта и компетенций гражданских судов (начиная с 1984 г. организация вынесла более тысячи решений). Состав CAS формируется из кандидатов, предложенных международными федерациями, национальными олимпийскими комитетами и президентом МОК. Подсудность охватывает договорные отношения в спорте, нарушение антидопинговых правил, апелляции по указанным категориям дел, а также представительство члена арбитражного суда в качестве посредника в случаях, когда между сторонами имеется соответствующее соглашение о медиации. Стороны обязаны соблюдать и принимать вынесенное арбитражем решение, никоим образом не чиня препятствий его исполнению.
Несмотря на то что уставы федераций и МОК не подвергают сомнению автономность спортивного арбитража, вопрос противопоставления порядка выявления, привлечения к ответственности за нарушения субъектов спортивных отношений с общепринятыми принципами установления и доказывания нарушений в иных сферах общественных связей стоит весьма остро. Так, статьи 11, 12 Международной хартии физического воспитания, физической активности и спорта декларируют, что участие в спортивных состязаниях направлено на укрепление государственного сотрудничества, что закладывает основу для развития мира, солидарности и дружбы. Международные соревнования позволяют решить задачи формирования партнерства, обмена передовым опытом между странами и неправительственными организациями, что являются важнейшим условием для разрешения межнациональных конфликтов, искоренения социального неравенства. Основополагающие принципы олимпизма, закрепленные Олимпийской хартией, устанавливают запрет любой формы дискриминации в отношении страны или лица по политическим мотивам, а одной из задач МОК является сотрудничество с государственными и общественными организациями, поощряя и формируя основу для укрепления мира, устранения политического злоупотреблениям спортом и спортсменами.