Медицинский блогинг в России: предупреждение преступлений и проблемы практической реализации действующих механизмов уголовной ответственности
Аннотация
Статья посвящена правовым проблемам медицинского блогинга в России. Рассмотрены вопросы, связанные с предупреждением преступлений в указанной сфере. В числе прочего разграничиваются понятия «блогерство» и «медицинская деятельность», выявляются причины высокой латентности преступлений, совершаемых медицинскими блогерами.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 11/2024 |
Страницы | 46-51 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-11-46-51 |
В России, как и во всем мире, активно развивается медицинский блогинг. Популярные каналы с сотнями тысяч подписчиков в Instagram, Facebook[1], Telegram и на прочих онлайн-платформах ведут как отдельные врачи-специалисты, так и медицинские организации. Например, только в Telegram, который пока доступен российским пользователям без ограничений, существует около 8,2 тыс. каналов медицинской тематики (плюс к этому 13,1 тыс. каналов посвящены здоровью и фитнесу и 25,9 тыс. — психологии). Количество подписчиков в наиболее популярных из них превышает 500 тыс. Цели и контент таких блогов могут быть совершенно различными: в них публикуется просветительская информация по различным медицинским вопросам, рекламируются лекарственные средства, услуги пластических хирургов, косметологов, стоматологов и врачей иных специальностей. Также предоставляются индивидуальные консультации, назначается лечение и др.
Кроме того, публикации на медицинские темы зачастую осуществляют не только блогеры, специализирующиеся на медицине, но и иные медийные лица, не имеющие прямого отношения к сфере здравоохранения.
Очевидно, что публикации популярных медийных врачей и других известных блогеров могут оказывать реальное влияние на отношение людей к той или иной медицинской проблеме. К сожалению, известны случаи, когда такое влияние приводило к негативным последствиям для здоровья и жизни некоторых читателей или зрителей.
Однако, несмотря на наличие рисков и опасений, важно учитывать, что блогерская деятельность как информационная услуга пока является законной. В личных блогах авторы-врачи и даже блогеры без медицинского образования вправе публиковать разного рода информацию, в том числе на медицинские темы, при условии, что нет прямого руководства к действию или индивидуального назначения, а также не нарушаются требования действующего законодательства. А пользователи Сети вправе потреблять блогерский контент и самостоятельно принимать решение о том, как распоряжаться полученной информацией, — так же, как они имеют право читать профессиональную медицинскую литературу, смотреть документальные медицинские фильмы, читать инструкции по применению лекарственных препаратов и др.
[1] Компания Meta Platforms Inc., которой принадлежат социальные сети Instagram, Facebook, признана экстремистской (решение Тверского районного суда города Москвы от 21.03.2022 по делу № 02-2473/2022). При этом Генпрокуратура разъясняла, что использование Facebook и Instagram «не в целях экстремизма» не будет рассматриваться как его поддержка при условии, что деньги за рекламу передаются блогеру, а не структурам социальной сети. Интересна также позиция Роскомнадзора (Письмо от 14.11.2023 № 03-107001): несмотря на то что Instagram и Facebook недоступны для российских пользователей, реклама, распространяемая там российскими физическими и юридическими лицами, должна маркироваться и вноситься в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через оператора рекламных данных.