Борьба с преступностью мигрантов в российских мегаполисах
Аннотация
Вопросы эффективного противодействия нелегальной миграции в последнее время стали все более значимыми для большинства отечественных законодателей. В ряде крупнейших городов России этнические анклавы, образуемые мигрантами из стран Средней Азии, все чаще становятся ядром уличной преступности, наркоторговли, религиозного и национального экстремизма. Все разрастающиеся социальные проблемы с мигрантами определенным образом ставят под угрозу национальную безопасность нашей страны, а решение данных проблем требует принятия скорейших мер со стороны как законодательных, так и правоприменительных органов. Какие же правовые инструменты можно использовать в России для снижения уровня криминогенности в среде компактного проживания мигрантов? Способны ли они стать решающим превентивным фактором для снижения уровня этнической преступности в российских мегаполисах? Исследование правовых аспектов, касающихся противодействия этническим анклавам в России, явилось основной задачей, которую поставил автор при написании статьи.
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 11/2024 |
Страницы | 33-35 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-11-33-35 |
В соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Создание таких условий возможно лишь в обществе с минимальным уровнем преступности, правонарушений, социальной и экономической напряженности. Одним из условий, способствующим общему росту преступности и социальной напряженности среди населения России, является преступность мигрантов, которая продолжает ежегодно расти. По определению Т.Н. Юдиной, мигрант — это лицо, пересекающее границы тех или иных территорий (государств) со сменой места жительства на длительный период времени.
Так, по данным МВД России, за 5 месяцев 2024 г. иностранцами и лицами без гражданства (коих незначительное количество) совершено более 17 тыс. преступлений, из них более 14 тыс. приходится на выходцев из стран бывшего СССР. По итогам первого полугодия 2024 г. на 5% возросло количество изнасилований, совершенных мигрантами, на 25% — развратных действий в отношении несовершеннолетних и на 55% — преступлений экстремистской направленности. Председатель Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкин заявил, что борьба с преступностью мигрантов требует особого внимания со стороны правоохранительных органов в части незамедлительной, четкой процессуальной реакции на нарушения закона, системных мер профилактического характера, глубокого знания актуальной региональной обстановки, учета особенностей местной миграционной ситуации; проблема этнической преступности тесно связана со злоупотреблениями сотрудников контролирующих и правоохранительных структур, а также предпринимателей, привлекающих гастарбайтеров.
Председатель отметил, что этническая преступность наиболее активно проявляет себя в Московской области и Санкт-Петербурге, а также в Краснодарском крае, Иркутской, Свердловской и Новосибирской областях. В числе проблем, связанных с регулированием преступности в указанных регионах, — «возникновение этнических анклавов, представляющих угрозу для местного населения». Мигранты, приезжающие в Российскую Федерацию в целях поиска работы, стремятся обойти требования, связанные с трудовой деятельностью, путем приобретения статуса временно или постоянно проживающих, а также гражданства России.
Согласен с мнением Председателя СК России и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, глава Национального антикоррупционного комитета К.В. Кабанов, который указывает на все большее количество конфликтов на межнациональной почве, в особенности в регионах, где есть признаки нарушения этнокультурного баланса и появления этнических анклавов.
В крупнейших российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск), как правило, с начала 90-х гг. ХХ в. функционируют крупные торговые оптово-розничные рынки и логистические центры. Ввиду экономической выгоды, обусловленной сниженными требованиями к оплате и условиям труда, в качестве работников таких объектов, как правило, привлекаются граждане среднеазиатских республик — Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. В течение продолжительного времени с момента начала функционирования данных рынков и центров прилегающий к ним жилой сектор становится преимущественно заселен выходцами из вышеуказанных стран и многочисленными членами их семей. Зачастую, помимо массового заселения жилого сектора, прилегающая территория данных объектов «обрастает» всевозможными незаконными точками розничной торговли, этническими кафе и хостелами для размещения приезжих.