Проблемы обеспечения прав и законных интересов подозреваемого, объявленного в розыск
Аннотация
В статье предпринята попытка продемонстрировать репрессивный потенциал института розыска подозреваемого в уголовном судопроизводстве. Выявлены и классифицированы факторы, ограничивающие права и законные интересы подозреваемого, объявленного в розыск. Указаны причины недостаточности внимания правоприменителя к данной проблеме.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 11/2024 |
Страницы | 6-9 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-11-6-9 |
Назначением судопроизводства (ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) в каждом уголовном деле является защита прав и законных интересов двух разных категорий лиц: пострадавших от преступления, с одной стороны, и находящихся под угрозой незаконного уголовного преследования и несправедливого осуждения за совершение этого же преступления — с другой. Выполнение данного назначения на досудебном этапе производства по делу требует преодоления противоречий сталкивающихся интересов каждой из двух сторон в рамках единых по месту и времени протекания процессуальных правоотношений.
Следствием данного противоречия выступает следующая закономерность: расширение полномочий участников уголовного судопроизводства, осуществляющих уголовное преследования, приводит к увеличению рисков необоснованных ограничений законных интересов подозреваемого (обвиняемого). Действие данной закономерности не всегда поддается своевременному теоретическому осмыслению и адекватному законодательному реагированию.
Подобное развитие ситуации наблюдается с принятием Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым следователь (дознаватель) получил полномочие объявлять наряду с розыском обвиняемого розыск подозреваемого. Розыск в данном случае представляет собой не отдельные меры, а относительно устойчивую систему согласованных разнообразных по форме действий различных субъектов, вовлекаемых по соответствующему постановлению следователя в совместную работу по установлению местонахождения скрывшегося подозреваемого.
Системность и широта охвата процедур, выполняемых после объявления розыска, в порядке, предусмотренном ст. 210 УПК РФ, позволяют достигать высокого кумулятивного эффекта в предотвращении задержек производства по делу, обусловленных уклонением от участия в нем подозреваемого. Но этот эффект не может быть достигнут без ограничения целого ряда прав и законных интересов разыскиваемого подозреваемого.
Положительное значение применения следователем полномочий по объявлению розыска подозреваемого, выраженное в сокращении общей длительности производства по делу и в обеспечении доступа к правосудию для потерпевших, не вызывает сомнений на практике и не порождает споров в теории. Негативные же последствия розыска для подозреваемого в уголовно-процессуальной доктрине не нашли надлежащего освещения. Это связано с тем, что одна их часть носит имплицитный (скрытый) характер, а другая наступает спустя значительный промежуток времени после объявления розыска.