Основные черты административного права Московского государства в XVII веке. Часть 2: Источники и содержание административного права
Аннотация
Во второй части статьи рассматриваются система источников административного права и анализируются основные направления административно-правового регулирования общественных отношений в Московском государстве XVII в. В частности, исследуется административно-правовое содержание Соборного уложения 1649 г., отдельных правовых актов царя и Боярской думы, регулирующих вопросы компетенции центральных административно-судебных органов — приказов, городовых воевод, иных публичных должностных лиц, вопросы обеспечения ими общественного порядка, общественной безопасности, предупреждения преступности, порядка торговли и оборота спиртных напитков, привлечения нарушителей соответствующих правил к административной ответственности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 11/2024 |
Страницы | 69-76 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-11-69-76 |
Прежде всего, нужно отметить, что в качестве источников административного права в Московском государстве рассматриваемого исторического периода выступали: 1) базовые законодательные акты, которыми являлись до 1649 г. Судебник 1550 г., а с 1649 г. Соборное уложение царя Алексея Михайловича (далее — Соборное уложение 1649 г.), в части регулирования административных правоотношений; 2) указные грамоты (указы) царя (именные и с боярским приговором), регулирующие административные правоотношения; 3) приговоры Боярской думы, регулирующие на основании поручений царя отдельные вопросы деятельности центральных и местных административных органов; 4) правовые акты (наказы, памяти, приговоры) центральных административно-судебных органов-приказов, регулирующие вопросы деятельности городовых воевод и выборных органов местного самоуправления (губных и земских старост, целовальников, иных выборных должностных лиц); 5) уставные (указные) книги приказов, представляющие собой хронологические собрания указов и приговоров царя и Боярской думы по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующих приказов.
Охарактеризуем далее указанные источники административного права и содержащиеся в них правила и предписания применительно к отдельным сферам административно-правового регулирования общественных отношений.
1. Нормативно-правовое регулирование правового статуса центральных и местных административных органов и соответствующих должностных лиц.
В Московском государстве XVII столетия отсутствовали нормативные правовые акты, которые бы определяли общие правовые основы построения и деятельности всех органов государственной власти, в том числе выполнявших функции публичного управления. В то же время законодательство рассматриваемого периода содержало некоторые нормы, регулировавшие отдельные общие вопросы деятельности административных органов, а также особенности правового статуса некоторых из них. Так, уже в ст. 7, 72 Судебника 1550 г. был заложен принцип разрешения административных и судебных дел в соответствии с предметной и территориальной компетенцией административно-судебных органов: «А к которому боярину, или к дворецкому, или к казначею, или к дьяку придет жалобник его приказу… а давати ему жалобником своего приказу всем управа»…; «а розметные книги… присылати на Москву к тем боярам, и к дворецким, и к казначеям, и к дьякам, у кого будут которые городы в приказе», а в ст. 68 указанного судебника закреплялось правило о необходимости выбора в волостях, переданных в кормление наместникам, должностных лиц местного самоуправления — старост и целовальников. В Соборном уложении 1649 г., несмотря на отсутствие в нем общих положений о приказах, имеются правовые нормы, определяющие с той или иной степенью полноты административную компетенцию отдельных центральных органов приказного управления, в частности таких приказов, как: 1) Посольский приказ, выдававший иноземцам государевы проезжие грамоты (ст. 55 главы XVIII Уложения); 2) Поместный приказ, осуществлявший ведение писцовых книг, предоставление служилым людям земельных владений, регистрацию всех поземельных сделок, сделок с крестьянами (купли-продажи, возврата и других) (главы XVI–XVII Уложения); 3) Разрядный приказ, ведавший вопросами приема на государственную службу, назначения служилых людей на государственные должности, выплаты из жалованья и т.п. (ст. 69 главы XVIII Уложения); 4) Холопий приказ, осуществлявший регистрацию кабальных сделок с холопами, т.е. лицами, находящимися в кабальной зависимости от своих господ, контроль за соблюдением правового статуса холопов, организацию розыска беглых холопов (глава XX Уложения); 5) Разбойный приказ, ведавший вопросами организации борьбы с грабежами и разбоями, в ведении которого находились избираемые в городах и уездах губные старосты, целовальники, дьяки и тюремные сторожа (глава XXI Уложения);