Проблемы административно-правового статуса вынужденного мигранта на территории Российской Федерации
Аннотация
В статье рассмотрены базовые проблемы административно-правового статуса вынужденного мигранта. В исследовании автор опирался на общий аккумулятивный характер статуса вынужденного мигранта, объединяющий в себе статусы беженца, временного убежища, политического убежища. Были исследованы основные проблемы, включая недостатки правового регулирования, а также недостаточная проработка мер по социальной адаптации и интеграции вынужденных мигрантов, предложены пути решения данных проблем.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 11/2024 |
Страницы | 51-53 |
Вынужденная миграция как социально-политическое явление представляет собой весьма актуальную и востребованную тему для научного исследования. Под вынужденной миграцией можно понимать систему общественных отношений и регулирующих их правовых норм, связанных с процессом вынужденного перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства, обусловленного наличием естественных или искусственных обстоятельств, создающих невозможность достойного проживания в государстве своей гражданской принадлежности или ином постоянном месте жительства, сопряженных с неспособностью государства проживания обеспечивать соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права на своей территории.
Научные исследования, посвященные вынужденной миграции, как правило, либо опираются на уже существующие в литературе определения вынужденной миграции, либо пытаются предложить свои определения. Нередко вынужденная миграция фактически представляется синонимом статуса «беженец», хотя статус беженца является самостоятельным правовым статусом, урегулированным нормами Федерального закона о беженцах.
Между тем в российском миграционном законодательстве представлены также статусы временного убежища и политического убежища, которые в совокупности и составляют формально-правовое содержание вынужденной миграции, а вынужденная миграция в этом смысле аккумулирует существующие в законодательстве разрозненные правовые статусы в единую систему.
Поэтому указанное в данной работе определение является наиболее полным и отражает все существенные характеристики вынужденной миграции, позволяя разграничить вынужденную миграцию и добровольную миграцию (туристическую, трудовую, учебную и пр.), а также отделить вынужденную миграцию от таких смежных социально-правовых явлений, как например, вынужденные переселенцы.
Последние изменения в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 позволяют наделять граждан РФ статусом вынужденных переселенцев в случае, если они проживают в иностранных государствах, но подвергаются определенным преследованиям или насильственным действиям, при этом критерии преследования в этом смысле очень похожи на критерии, согласно которым лицо получает статус беженца, временного убежища или политического убежища. Однако указанные статусы, входящие по своему содержанию в понятие вынужденной миграции, характеризует в первую очередь тот факт, что вынужденные мигранты не являются гражданами России, т.е. не имеют устойчивой правовой связи, которая и характеризует состояние гражданства, согласно закону о гражданстве. Этот факт предопределяет потребности данной категории лиц, которые выражаются в том, что вынужденные мигранты нуждаются в адаптационной и интеграционной поддержке со стороны государства и общества в различных сферах социальной жизни, в том числе в правовой, культурной, экономической и других.