Дата публикации: 07.11.2024

Проблемы административно-правового статуса вынужденного мигранта на территории Российской Федерации

Аннотация

В статье рассмотрены базовые проблемы административно-правового статуса вынужденного мигранта. В исследовании автор опирался на общий аккумулятивный характер статуса вынужденного мигранта, объединяющий в себе статусы беженца, временного убежища, политического убежища. Были исследованы основные проблемы, включая недостатки правового регулирования, а также недостаточная проработка мер по социальной адаптации и интеграции вынужденных мигрантов, предложены пути решения данных проблем.




Вынужденная миграция как социально-политическое явление представляет собой весьма актуальную и востребованную тему для научного исследования. Под вынужденной миграцией можно понимать систему общественных отношений и регулирующих их правовых норм, связанных с процессом вынужденного перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства, обусловленного наличием естественных или искусственных обстоятельств, создающих невозможность достойного проживания в государстве своей гражданской принадлежности или ином постоянном месте жительства, сопряженных с неспособностью государства проживания обеспечивать соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права на своей территории.

Научные исследования, посвященные вынужденной миграции, как правило, либо опираются на уже существующие в литературе определения вынужденной миграции, либо пытаются предложить свои определения. Нередко вынужденная миграция фактически представляется синонимом статуса «беженец», хотя статус беженца является самостоятельным правовым статусом, урегулированным нормами Федерального закона о беженцах.

Между тем в российском миграционном законодательстве представлены также статусы временного убежища и политического убежища, которые в совокупности и составляют формально-правовое содержание вынужденной миграции, а вынужденная миграция в этом смысле аккумулирует существующие в законодательстве разрозненные правовые статусы в единую систему.

Поэтому указанное в данной работе определение является наиболее полным и отражает все существенные характеристики вынужденной миграции, позволяя разграничить вынужденную миграцию и добровольную миграцию (туристическую, трудовую, учебную и пр.), а также отделить вынужденную миграцию от таких смежных социально-правовых явлений, как например, вынужденные переселенцы.

Последние изменения в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 позволяют наделять граждан РФ статусом вынужденных переселенцев в случае, если они проживают в иностранных государствах, но подвергаются определенным преследованиям или насильственным действиям, при этом критерии преследования в этом смысле очень похожи на критерии, согласно которым лицо получает статус беженца, временного убежища или политического убежища. Однако указанные статусы, входящие по своему содержанию в понятие вынужденной миграции, характеризует в первую очередь тот факт, что вынужденные мигранты не являются гражданами России, т.е. не имеют устойчивой правовой связи, которая и характеризует состояние гражданства, согласно закону о гражданстве. Этот факт предопределяет потребности данной категории лиц, которые выражаются в том, что вынужденные мигранты нуждаются в адаптационной и интеграционной поддержке со стороны государства и общества в различных сферах социальной жизни, в том числе в правовой, культурной, экономической и других.

Список литературы

1. Андрейцо С.Ю. К вопросу о некоторых аспектах защиты прав иностранных граждан в России: проблемы вынужденной и незаконной миграции / С.Ю. Андрейцо // Закон. Право. Государство. 2024. № 2 (42). С. 58–60.
2. Быкова Е.В. Политическое убежище: правовой институт или политический инструмент? / Е.В. Быкова // Миграционное право. 2012. № 2. С. 34–37.
3. Егорова Е.Н. Правовое регулирование вынужденной миграции на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы развития / Е.Н. Егорова, А.А. Гукепшев // Миграционное право. 2023. № 2. С. 17–20.
4. Квачахия Р.Г. Понятие вынужденной миграции / Р.Г. Квачахия // Евразийский юридический журнал. 2018. № 1 (116). С. 42–45.
5. Перрушу Р. Международное миграционное право : глоссарий терминов / Р. Перрушу. Женева : Международная организация по миграции (МОМ), 2005.
6. Петровская М.И. Административно-правовое регулирование государственного управления в сфере вынужденной миграции в Российской Федерации : диссертация кандидата юридических наук / М.И. Петровская. Москва, 2024. 233 с.
7. Петровская М.И. Институт беженца как объект государственного управления в России: проблемы административно-правового регулирования / М.И. Петровская // Право и политика. 2023. № 11. С. 69–80.
8. Петровская М.И. Системные проблемы административно-правового регулирования полномочий государственных органов в сфере вынужденной миграции в России / М.И. Петровская // NB: Административное право и практика администрирования. 2023. № 4. С. 37–49.
9. Петровская М.И. Содержание государственного управления в сфере вынужденной миграции в России: административно-правовой аспект / М.И. Петровская // Юрист. 2021. № 1. С. 44–53.
10. Рогульский Д.А. Культурно-идеологические проблемы в сфере адаптации и интеграции мигрантов / Д.А. Рогульский // Миграционное право. 2024. № 1. С. 32–36.
11. Хабибулин А.Г. Профилактика миграционной преступности: правообразующий аспект / А.Г. Хабибулин, К.Р. Мурсалимов // Миграционное право. 2024. № 1. С. 12–14.
12. Feinberg J. Coercion and compulsion. Coercion / J. Feinberg // The Routledge Encyclopedia of Philosophy. Taylor and Francis, 1998.

Остальные статьи