Дата публикации: 07.11.2024

Отраслевая специфика государственного контроля (надзора): административно-правовое обоснование

Аннотация

В статье предложено административно-правовое обоснование отраслевой специфики государственного контроля (надзора). На основе классификации системы государственного контроля (надзора), закрепленной в нормативно-правовой базе и в доктрине, выделены различные критерии подобной классификации. Сделан вывод об условности выделения видов государственного контроля (надзора), о сложности учета отраслевой специфики государственного контроля (надзора). Обосновано значение учета подобной специфики, ее влияние на развитие теории государственного контроля (надзора) в целом, а также иных теорий административно-правовой науки.




Активное реформирование отечественной системы государственного контроля (надзора) закономерно требует теоретико-правового и отраслевого обоснования, целостного доктринального обеспечения. Научные исследования тех или иных аспектов контрольно-надзорных правоотношений безусловно обогащают современную юридическую науку и постепенно формируют, развивают теорию государственного контроля (надзора) как значимую составляющую административно-правовой науки. Наиболее разработанными, на наш взгляд, представляются такие аспекты данной теории, как административные процедуры государственного контроля (надзора), их цифровизация, разграничение контрольной и надзорной деятельности, новые институты в рамках контрольно-надзорного воздействия (профилактика, обязательные требования и др.). При этом обделенными научными вниманием остаются вопросы классификации государственного контроля (надзора), выделения ее критериев и, что особенно важно, обоснования отраслевой специфики государственного контрольно-надзорного воздействия. Данная статья призвана в некоторой степени восполнить данный пробел.

Согласно положениям утвержденной в декабре 2023 г. Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года, каждый вид контроля (надзора), безусловно, имеет ряд особенностей, обусловленных технологическими процессами, отраслевой спецификой контроля (надзора), а также ожиданиями бизнеса и граждан. Подобная отраслевая специфика закономерна и обусловлена прежде всего совокупностью обеспечиваемых в рамках определенной отрасли (сферы) общественных отношений охраняемых законом ценностей. Несмотря на то что открытый перечень последних закреплен в обновленном законодательстве о государственном контроле (надзоре), представляется, что различные виды контрольно-надзорной деятельности направлены на определенное соотношение (своего рода иерархию) таких ценностей. Полагаем, что трудно спорить с тезисом, заключающимся в том, что обеспечиваемые пожарным надзором ценности несколько отличаются от ценностей, на защиту которых направлен налоговый контроль. И тот, и другой — самостоятельные виды государственного контроля (надзора), занимающие соответствующие ниши в современной, достаточно разветвленной и постоянно дополняемой системе государственного контроля (надзора).

Прежде чем обосновать с административно-процедурной точки зрения отраслевую специфику государственного контроля (надзора), следует обозначить существующие в теории государственного контроля (надзора) критерии дифференциации контрольно-надзорного воздействия. Их великое множество, при этом основными среди них можно считать следующие: контрольно-надзорный орган; сфера воздействия; стадия осуществления; направленность воздействия; объем и формы контроля (надзора) и многие другие. Более того, многолетнюю дискуссию о разграничении контроля и надзора в государственном управлении можно считать частью подобной теории классификации государственного контроля (надзора).

Список литературы

1. Агамагомедова С.А. Виды таможенного контроля: понятие и критерии классификации / С.А. Агамагомедова // Таможенное дело. 2016. № 3. С. 3–7.
2. Агамагомедова С.А. Профилактика нарушений обязательных требований при проведении таможенного контроля и надзора: теоретико-правовые аспекты / С.А. Агамагомедова // Актуальные проблемы государства и права. 2024. Т. 8. № 2. С. 155–165. DOI: 10.20310/2587-93
3. Виды государственного контроля в Российской Федерации / автор-составитель А.А. Спиридонов. Москва : Издание Государственной Думы, 2013. 96 с.
4. Зубарев С.М. Система контроля в сфере государственного управления : монография / С.М. Зубарев. Москва : Норма: ИНФРА-М, 2019. 152 с
5. Зырянов С.М. Государственный контроль (надзор) : монография / С.М. Зырянов. Москва : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ; Юридическая Фирма «Контракт», 2023. 232 с.
6. Кобзарь-Фролова М.Н. О конституциализации административных правоотношений / М.Н. Кобзарь-Фролова // Государство и право. 2023. № 12. С. 66–71. DOI 10.31857/S102694520029366-3.
7. Мартынов А.В. Контроль и надзор в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / А.В. Мартынов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 11 (99). С. 50–59. DOI: 10.17803/2311-5998.2022.99.11.050-059.
8. Мартынов А.В. Мораторий на проверки как специальный метод регулирования контрольно-надзорной деятельности / А.В. Мартынов, В.В. Черников // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2023. № 1. С. 114–132. DOI: 10.52452/19931778_2023_1_1
9. Ноздрачев А.Ф. Контроль: правовые новеллы и нерешенные проблемы / А.Ф. Ноздрачев // Журнал российского права. 2012. № 6 (186). С. 18–28.
10. Россинский Б.В. Информационные подходы к разграничению контроля и надзора в деятельности государственных органов / Б.В. Россинский // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : материалы V Всеро
11. Старилов Ю.Н. Административное право России: преимущественные направления реформирования с позиции доктрины правового государства / Ю.Н. Старилов // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 1 (42). С. 168–177.
12. Стахов А.И. Теория административно-процессуального регулирования контрольно-надзорных отношений : учебное пособие / А.И. Стахов. Москва : РГУП, 2020. 190 с.
13. Чиркин В.Е. Контрольная власть / В.Е. Чиркин // Государство и право. 1993. № 4. С. 10–18.

Остальные статьи