Отраслевая специфика государственного контроля (надзора): административно-правовое обоснование
Аннотация
В статье предложено административно-правовое обоснование отраслевой специфики государственного контроля (надзора). На основе классификации системы государственного контроля (надзора), закрепленной в нормативно-правовой базе и в доктрине, выделены различные критерии подобной классификации. Сделан вывод об условности выделения видов государственного контроля (надзора), о сложности учета отраслевой специфики государственного контроля (надзора). Обосновано значение учета подобной специфики, ее влияние на развитие теории государственного контроля (надзора) в целом, а также иных теорий административно-правовой науки.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 11/2024 |
Страницы | 24-28 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-11-24-28 |
Активное реформирование отечественной системы государственного контроля (надзора) закономерно требует теоретико-правового и отраслевого обоснования, целостного доктринального обеспечения. Научные исследования тех или иных аспектов контрольно-надзорных правоотношений безусловно обогащают современную юридическую науку и постепенно формируют, развивают теорию государственного контроля (надзора) как значимую составляющую административно-правовой науки. Наиболее разработанными, на наш взгляд, представляются такие аспекты данной теории, как административные процедуры государственного контроля (надзора), их цифровизация, разграничение контрольной и надзорной деятельности, новые институты в рамках контрольно-надзорного воздействия (профилактика, обязательные требования и др.). При этом обделенными научными вниманием остаются вопросы классификации государственного контроля (надзора), выделения ее критериев и, что особенно важно, обоснования отраслевой специфики государственного контрольно-надзорного воздействия. Данная статья призвана в некоторой степени восполнить данный пробел.
Согласно положениям утвержденной в декабре 2023 г. Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года, каждый вид контроля (надзора), безусловно, имеет ряд особенностей, обусловленных технологическими процессами, отраслевой спецификой контроля (надзора), а также ожиданиями бизнеса и граждан. Подобная отраслевая специфика закономерна и обусловлена прежде всего совокупностью обеспечиваемых в рамках определенной отрасли (сферы) общественных отношений охраняемых законом ценностей. Несмотря на то что открытый перечень последних закреплен в обновленном законодательстве о государственном контроле (надзоре), представляется, что различные виды контрольно-надзорной деятельности направлены на определенное соотношение (своего рода иерархию) таких ценностей. Полагаем, что трудно спорить с тезисом, заключающимся в том, что обеспечиваемые пожарным надзором ценности несколько отличаются от ценностей, на защиту которых направлен налоговый контроль. И тот, и другой — самостоятельные виды государственного контроля (надзора), занимающие соответствующие ниши в современной, достаточно разветвленной и постоянно дополняемой системе государственного контроля (надзора).
Прежде чем обосновать с административно-процедурной точки зрения отраслевую специфику государственного контроля (надзора), следует обозначить существующие в теории государственного контроля (надзора) критерии дифференциации контрольно-надзорного воздействия. Их великое множество, при этом основными среди них можно считать следующие: контрольно-надзорный орган; сфера воздействия; стадия осуществления; направленность воздействия; объем и формы контроля (надзора) и многие другие. Более того, многолетнюю дискуссию о разграничении контроля и надзора в государственном управлении можно считать частью подобной теории классификации государственного контроля (надзора).