Цифровизация судебной системы Российской Федерации по гражданским делам как решение проблемы загруженности судов и повышения качества правосудия
Тип | Статья |
Издание | Молодой юрист № 01/2024 |
Страницы | 29-31 |
Всё более активно развивается цифровизация в разных сферах деятельности. Данный термин часто упоминается и в научных работах различных авторов, например Кудрявцева Т.Ю. и Кожина К.С. уточняют, что цифровизация – это «процесс, который предполагает использование цифровых технологий и оцифрованных данных для трансформации бизнес-процессов, бизнес-операций». Появление и ее дальнейшее распространение было положено в бизнес-системах, как отмечают Ватунина Л.А., Злобина Е.Ю. и Хоменко Е.Б., период пандемии Covid-19 подтолкнул бизнес «стремительно осваивать цифровые инструменты», сейчас настало время развивать цифровизацию в судебной системе Российской Федерации. Для чего это необходимо? Подобная модернизация судебной системы РФ позволит повысить эффективность судопроизводства, а также повысит качество правосудия. Например, внедряя искусственный интеллект (далее – ИИ), можно решить проблему загруженности судебной системы РФ, которая на сегодняшний день является актуальной.
Рассмотрим семантику словосочетания «искусственный интеллект». Согласно словарю Ожегова С.И. слово «искусственный» означает не природный, сделанный наподобие подлинного», а «интеллект» – мыслительная способность. Соединив два определения, получим: ИИ – это мыслительная способность, которая создана не природным способом или наподобие подлинного. То есть это нечеловеческий ресурс, который может выполнять определенную функцию, обусловленный системой программирования. Однако ИИ необходимо правильно запрограммировать для решения конкретных задач, в нашем случае для повышения эффективности судебной системы в России.
Тогда что представляет из себя цифровизация в судебной системе? По нашему мнению, это внедрение определенных искусственных автоматизированных механизмов реализации функции судебной власти без привлечения или с частичным привлечением человеческих ресурсов. Однако в данном определении не идет речь о технических специалистах, которые, несомненно, необходимы в реализации искусственных механизмов: программисты в сотрудничестве с юристами, работниками аппарата суда позволят создать механизмы реализации цифровизации в судебной системе РФ. То есть участие в данном процессе специалистов IT-сферы предполагается. В определении упоминается человеческий ресурс в виде работы судей, аппарата суда. Именно их работу смогут в определенной степени заменить роботы, ИИ, – иными словами, автоматизированный механизм.
Стоит отметить, что полностью заменить работу судьи искусственный механизм не может по следующим причинам.
Во-первых, замена работы судьи искусственным интеллектом рушит основополагающий принцип гражданского судопроизводства – осуществление правосудия только судом, так как ИИ в современных реалиях претендует на полноценное и качественное совершение юридических действий. Приведем пример, в котором ИИ как проявление цифровизации был эффективно применен для замены должности юриста. Сбербанк еще в конце 2016-го г. уволил 3 000 работников-юристов и заменил их роботами, которые сами писали исковые заявления по физическим лицам (приказное производство). При этом директор Сбербанка уточнял, что новые технологии вынуждают внедрять роботизацию в деятельность банка, ведь это хороший способ оптимизации системы.
Во-вторых, необходим постоянный контроль за автоматизированными механизмами, ведь часто бывают технические сбои, умышленное причинение вреда информационным системам со стороны недобросовестных граждан. Причем для полного мониторинга новых механизмов понадобится, как уже отмечалось ранее, комплексная работа специалистов юридической и технической специальностей.
Справедливости ради стоит сказать, что некоторые элементы цифровизации в РФ уже введены. Например:
- использование видео-конференц-связи в судебном заседании;
- возможность электронного обращения в суд;
- использование системы «ГАС Правосудие».