Дата публикации: 08.11.2024

Актуальные вопросы учреждения адвокатского кабинета



Согласно ст. 20, 21 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) адвокатский кабинет является одной из четырех форм адвокатских образований в Российской Федерации. Выбор одной из них является прерогативой адвоката. Согласно данным Федеральной палаты адвокатов РФ, в Российской Федерации практикуют почти 83 тыс. адвокатов. Из них 22,5 тыс. человек учредили адвокатские кабинеты. Далее 3,4 тыс. – это коллегии адвокатов, 928 адвокатских бюро и 82 юридические консультации. Таким образом, стоит отметить, что адвокатский кабинет является самым распространенным адвокатским образованием в России. Существует ряд отличительных черт, характеризующих такое адвокатское образование, как адвокатский кабинет.

Главной особенностью такого образования является индивидуальность. Остальные формы адвокатских образований (коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация) законодатель в Гражданском кодексе РФ относит к юридическим лицам (ст. 180, 123.16–2). В качестве неточности закона нельзя не отметить неправильную формулировку условия для принятия решения об учреждении адвокатского кабинета: в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 21 Закона об адвокатуре принять решение об учреждении кабинета может адвокат, «принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально». Адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатуре, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Таким образом, стоит дифференцировать организационно-правовую форму адвокатской деятельности, которой является адвокатский кабинет, и саму дефиницию «адвокатская деятельность» – это различные понятия.

Индивидуальный характер адвокатского кабинета, обусловленный тем, что в состав кабинета входит всегда лишь один адвокат, не требует индивидуального характера профессиональной деятельности адвоката. Будет ли такой адвокат оказывать помощь конкретному клиенту индивидуально или в какой-либо форме сотрудничества с иными адвокатами (юристами), приглашенными доверителем, зависит от волеизъявления участников данных правоотношений. Формулировка же закона неверно отождествляет индивидуальный характер организационно-правовой формы с индивидуальным характером адвокатской деятельности.

Упрощенный (уведомительный) порядок создания. Если адвокат примет решение о том, что он в дальнейшем хочет осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально и для это учреждает адвокатский кабинет, он уведомляет об этом совет адвокатской палаты соответствующего субъекта. Уведомление должно содержать в себе сведения об адвокате, место нахождения адвокатского кабинета, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом. Уведомление должно быть направлено заказным письмом. Авторы полагают, что недостатком закона в этой части является отсутствие конкретизации в сроках уведомления. Срок устанавливается лишь в случае, когда адвокат изменяет членство в адвокатской палате либо возобновляет статус адвоката (3 месяца со дня внесения сведений об адвокате в региональный реестр).

Закон об адвокатуре, а именно п. 2 ст. 1 гласит, что адвокатская деятельность не имеет признаков предпринимательской деятельности и являться ей не может.

Законодатель не предусматривает специального банковского счета для адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, также среди номеров балансовых счетов бухгалтерского учета не существует специального номера, который присваивался бы адвокату. Иными словами, Закон об адвокатуре прямо устанавливает обязанность адвоката открыть банковский счет, но в то же время ни в одном нормативно-правовом акте нет прямого или косвенного указания на то, какой именно банковский счет необходимо открыть. Возникает коллизия, вследствие чего банки самостоятельно толкуют законодательство, тем самым предлагая адвокату открыть счет «№ 40802», который в свою очередь предназначен для индивидуальных предпринимателей, а это уже прямо противоречит норме, установленной Законом об адвокатуре, в которой указано, что адвокатская деятельность не является предпринимательской. Руководствуясь комментарием к ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», расчетным счетом является счет, открываемый банком юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу, занимающемуся частной практикой (адвокат, учредивший адвокатский кабинет, нотариус).

Остальные статьи