Проблемы и перспективы правового регулирования отношений в сфере искусственного интеллекта
Тип | Статья |
Издание | Молодой юрист № 01/2024 |
Страницы | 19-25 |
В последние годы искусственный интеллект все более внедряется в различных областях – транспорте, здравоохранении, образовании, промышленности, страховании, интеллектуальной собственности, а также в системе публичного управления. С 2016 г. в более чем 60 государствах мира ведется активная работа по разработке актов, регулирующих отношения в сфере искусственного интеллекта на всех этапах его жизненного цикла.
Сегодня искусственный интеллект – это не абстрактный объект правовых отношений, а активно развивающийся, формирующий определенный круг правовых отношений с различными сценариями развития. Так, по данным MITRE-Харрис, 78% американцев считают, что искусственный интеллект применяется в качестве средства для злоупотребления правом. В Канаде уровень доверия к организациям, использующим искусственный интеллект, составляет 76% при условии функционирования на ответственных принципах. Для сравнения: в Российской Федерации, по данным ВЦИОМ за 2022 г., такой уровень доверия составляет 55%, на 7 пунктов выше, чем годом ранее. Приведенная эмпирическая база показывает психологическую неготовность и, как следствие, поляризацию общества в разных государствах мира по уровню доверия искусственному интеллекту, а также подчеркивает правовую неопределенность в данных вопросах.
В феврале 2024 г. в Указе Президента Российской Федерации были актуализированы стратегические подходы как по вопросам природы и понятия искусственного интеллекта, так и по ряду вопросов регулирования сферы искусственного интеллекта. Так, понятие искусственного интеллекта было скорректировано с точки зрения возможностей систем превосходить результаты интеллектуальной деятельности человека, а также введены новые системные понятия и признаки, модифицирующиеся за счет активного роста технических возможностей. Вместе с тем уточнены направления развития с позиций комплексного обеспечения безопасности, с учетом необходимости повышения условий ведения предпринимательской деятельности. Дополнены цели и задачи развития с учетом мирового опыта экспериментальных правовых режимов и разработаны механизмы контроля за их реализацией. Установлены гарантии повышения доступности инфраструктуры, стимулирования внедрения данной технологии в отраслях экономики и социальной сферы, а также поддержка организаций-разработчиков и научно-исследовательских центров. В настоящее время планируется продолжить развитие данного направления в национальном проекте развития экономики данных до 2030 года.
В международной практике уже четко очерчены подходы (разновидности) регулирования таких отношений путем принятия: 1) специальных законов; 2) актов стратегического планирования; 3) национальных программ, планов развития; 4) различных мер, правил по управлению продуктами искусственного интеллекта; 5) руководств, директив и т.д.
В глобальном индексе искусственного интеллекта на основе комплексного анализа внедрения передовых технологий, по инновациям и инвестициям лидирующие позиции занимают США и КНР. Подходы этих стран во многом имеют общие черты. Так, в США в мае 2023 г. был выпущен обновленный стратегический план. В последнюю редакцию была добавлена новая стратегия по скоординированному подходу к международному сотрудничеству в исследованиях. На подзаконном уровне устанавливаются требования, отраслевые принципы для различных областей государственного управления, и на региональном уровне. Отдельного внимания заслуживают различные акты управления, предписывающие развивать управление и инновации при использовании риск-ориентированного подхода. В октябре 2022 г. был разработан проект Билля о правах в области искусственного интеллекта, который призван рамочно урегулировать цифровые технологии, которые потенциально могут нарушать права граждан, а также препятствовать доступу к критически важным услугам или ресурсам.