Дата публикации: 08.11.2024

Особенности правового режима цифровой платформы: современное состояние и перспективы



Введение. Развитие новых информационных технологий, расширение их присутствия и использования практически во всех сферах общественной жизни стало реальностью лишь в последние годы. Еще в начале XXI века охват информационными сетями и технологиями не достигал таких масштабов, которые можно наблюдать в настоящее время. Тенденции, которые обусловливают внедрение информационных технологий в практику коммерческой деятельности, можно наблюдать уже достаточно длительное время, однако стремительное развитие и распространение электронной формы гражданско-правовых отношений произошло на фоне пандемии коронавирусной инфекции, когда длительное время единственным возможным вариантом ведения предпринимательской деятельности стали цифровые платформы. Кроме того, следует отметить, что стремительный скачок технологического развития в России в настоящее время происходит не стихийно, он поддерживается инвестициями, в том числе государственными. Развитие информационных технологий на данном этапе развития видится, с точки зрения государственной политики Российской Федерации, в качестве одного из главных приоритетов. В этой связи актуализируются научные исследования проблематики правового обеспечения электронной формы гражданско-правовых отношений в аспекте его формирования и становления.

В настоящее время востребованность цифровых платформ находится на беспрецедентно высоком уровне и имеет тенденцию к постоянному росту. По результатам исследования, проведенного Tinkoff eCommerce в рамках аналитического проекта Tinkoff Data, эксперты проанализировали число покупок и среднюю их стоимость, а также доли площадок по количеству продавцов и числу транзакций. Исследование включает данные по шести крупнейшим маркетплейсам в России: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, KazanExpress, AliExpress и Мегамаркет. Так, отмечается, что совокупная стоимость покупок, сделанных на маркетплейсах, в 2023 году увеличилась в 1,5 раза по сравнению с предыдущим периодом. Кроме того, число операций увеличилось на 63%. Эксперты отмечают в качестве положительной тенденции увеличение активности регионов России на торговых площадках.

Таким образом, все большее распространение торговли на электронных площадках, основную долю которой занимает продажа товаров потребителям, требует формирования эффективного и актуального правового обеспечения. В настоящее время особенности правового регулирования электронной торговли входят в предмет научного интереса многих исследователей, в том числе таких, как И.М. Рассолов, О.М. Сакович, С.В. Соловьев, А.И. Савельев и других. Вместе с тем научного осмысления и обоснования требует значительное число проблем в рассматриваемой сфере.

Несмотря на активное распространение электронной торговли на цифровых площадках, действующее законодательство Российской Федерации не определяет правового статуса цифровых платформ. Единственным упоминанием в законодательстве цифровой формы осуществления продажи товаров являются положения подп. 2.1 п. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», которым устанавливается ответственность владельца агрегатора информации о товарах (услугах) (далее - агрегатор). Само понятие агрегатора определяется в законодательстве как «организация либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами сайта или программы, которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара, заключить такой договор, а также произвести предварительную оплату путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов».

Список литературы

1. Белов В.А. Цифровое посредничество и потребительские отношения: правовая природа и ответственность / В.А. Белов // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 8. С. 68–82.
2. Жевняк О.В. Цифровые платформы как вид экономических рыночных отношений и отражение этого аспекта в правовом режиме цифровых платформ / О.В. Жевняк // Юридические исследования. 2023. № 8. С. 96–127.
3. Козинец Н.В. Правовое регулирование деятельности маркетплейсов: актуальные проблемы / Н.В. Козинец // Закон и власть. 2023. № 1. С. 29–31.
4. Малышева Н.А. Платформа – не агрегатор? Перспективы частноправового регулирования цифровой инфраструктуры / Н.А. Малышева, А.С. Мельник // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 149–153.
5. Молотников А.Е. Социальные сети и компании-агрегаторы: правовые аспекты деятельности / А.Е. Молотников, Е.В. Архипов // Предпринимательское право. 2017. № 4. С. 38–47.
6. Семякин М.Н. Гражданско-правовой договор в сфере цифровой экономики / М.Н. Семякин // Российский юридический журнал. 2020. № 1. С. 107–116.
7. Цифровая экономика : учебник для вузов / Л.И. Сергеев, А.Л. Юданова ; под редакцией Л.И. Сергеева. Москва : Юрайт, 2020. 332 с.
8. Чеговадзе Л.А. Агрегаторы как объекты гражданских прав и ответственность их владельцев по обязательствам / Л.А. Чеговадзе // Цивилист. 2022. № 1. С. 12–19.
Остальные статьи