Особенности правового режима цифровой платформы: современное состояние и перспективы
Тип | Статья |
Издание | Молодой юрист № 01/2024 |
Страницы | 2-6 |
Введение. Развитие новых информационных технологий, расширение их присутствия и использования практически во всех сферах общественной жизни стало реальностью лишь в последние годы. Еще в начале XXI века охват информационными сетями и технологиями не достигал таких масштабов, которые можно наблюдать в настоящее время. Тенденции, которые обусловливают внедрение информационных технологий в практику коммерческой деятельности, можно наблюдать уже достаточно длительное время, однако стремительное развитие и распространение электронной формы гражданско-правовых отношений произошло на фоне пандемии коронавирусной инфекции, когда длительное время единственным возможным вариантом ведения предпринимательской деятельности стали цифровые платформы. Кроме того, следует отметить, что стремительный скачок технологического развития в России в настоящее время происходит не стихийно, он поддерживается инвестициями, в том числе государственными. Развитие информационных технологий на данном этапе развития видится, с точки зрения государственной политики Российской Федерации, в качестве одного из главных приоритетов. В этой связи актуализируются научные исследования проблематики правового обеспечения электронной формы гражданско-правовых отношений в аспекте его формирования и становления.
В настоящее время востребованность цифровых платформ находится на беспрецедентно высоком уровне и имеет тенденцию к постоянному росту. По результатам исследования, проведенного Tinkoff eCommerce в рамках аналитического проекта Tinkoff Data, эксперты проанализировали число покупок и среднюю их стоимость, а также доли площадок по количеству продавцов и числу транзакций. Исследование включает данные по шести крупнейшим маркетплейсам в России: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, KazanExpress, AliExpress и Мегамаркет. Так, отмечается, что совокупная стоимость покупок, сделанных на маркетплейсах, в 2023 году увеличилась в 1,5 раза по сравнению с предыдущим периодом. Кроме того, число операций увеличилось на 63%. Эксперты отмечают в качестве положительной тенденции увеличение активности регионов России на торговых площадках.
Таким образом, все большее распространение торговли на электронных площадках, основную долю которой занимает продажа товаров потребителям, требует формирования эффективного и актуального правового обеспечения. В настоящее время особенности правового регулирования электронной торговли входят в предмет научного интереса многих исследователей, в том числе таких, как И.М. Рассолов, О.М. Сакович, С.В. Соловьев, А.И. Савельев и других. Вместе с тем научного осмысления и обоснования требует значительное число проблем в рассматриваемой сфере.
Несмотря на активное распространение электронной торговли на цифровых площадках, действующее законодательство Российской Федерации не определяет правового статуса цифровых платформ. Единственным упоминанием в законодательстве цифровой формы осуществления продажи товаров являются положения подп. 2.1 п. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», которым устанавливается ответственность владельца агрегатора информации о товарах (услугах) (далее - агрегатор). Само понятие агрегатора определяется в законодательстве как «организация либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами сайта или программы, которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара, заключить такой договор, а также произвести предварительную оплату путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов».