Дата публикации: 14.11.2024

Особенности организации государственного финансового контроля в Китайской Народной Республике

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации и деятельности органов государственного финансового контроля в Китайской Народной Республике. Анализируется их соответствие общепризнанным в международном сообществе принципам, нашедшим отражение в Лимской декларации ИНТОСАИ. Подчеркивается специфика их статуса и компетенции как вертикально интегрированной структуры.




В Китайской Народной Республике выстроена хорошо организованная вертикально интегрированная система внешнего государственного финансового контроля. Вместе с тем она существенно отличается от моделей, принятых в других странах, и рекомендаций Лимской декларации основных принципов контроля ИНТОСАИ. При том высший орган финансового контроля Китая является членом ИНТОСАИ и ее азиатского регионального отделения АЗОСАИ и принимает в их деятельности активное участие.

Ядром системы государственного финансового контроля Китая является Национальное контрольно-ревизионное управление Китайской Народной Республики (The National Audit Office of the People's Republic of China), образованное в 1983 г.

Контрольные органы КНР являются частью исполнительной власти. Национальное контрольно-ревизионное управление Китая, которое осуществляет руководство контрольной работой всего государства, является одним из министерств Государственного совета и находится в прямом подчинении Премьера. Таким образом, рекомендации Лимской декларации в отношении независимости Высшего контрольного органа от всех ветвей власти с целью обеспечения его объективности и полноты полномочий, не нашли отражения в китайском законодательстве и практике управления финансами. Национальное контрольно-ревизионное управление Китайской Народной Республики структурно входит в состав Государственного Совета КНР на правах министерства.

Вместе с тем соблюдена рекомендация Лимской декларации о придании Высшему контрольному органу конституционного статуса. Правовой статус Национального контрольно-ревизионного управления (далее – НКРУ) прописан в Конституции Китайской Народной Республики 1982 г. Статья 91 Конституции гласит, что Государственный совет учреждает орган финансового контроля, который несет ответственность за проведение проверок доходов и расходов государственных финансовых средств департаментами Государственного совета и местными органами власти различных уровней, доходов и расходов государственных банковских организаций и государственных предприятий.

Независимость НКРУ обеспечивается специальными законодательными положениями, согласно которым орган финансового контроля подчиняется непосредственно премьеру Государственного совета и осуществляет свои полномочия путем проведения проверок самостоятельно в соответствии с законом и не подлежит вмешательству любого административного органа, а также общественной организации или физического лица.


Остальные статьи