О правовых инструментах обеспечения финансовой безопасности
Аннотация
Авторы рассматривают отдельные вопросы применения правовых средств в системе обеспечения финансовой безопасности; выделяются особенности правового регулирования финансового контроля, финансового мониторинга и применения мер государственного принуждения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 11/2024 |
Страницы | 13-17 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-11-13-17 |
Финансовую безопасность – состояние защищенности и устойчивости финансовой системы, невозможно обеспечить без правового инструментария.
Законодательство – важнейший способ обеспечения безопасности финансовой системы страны, и его роль видится в обеспечении правоприменительной деятельности в сфере публичных финансов специализированными инструментами материально-, процессуально- и организационно-правового характера. Особая роль отводится финансовому законодательству, без совершенствования которого трудно представить эффективную координацию действий органов государственной власти и иных субъектов финансовых отношений. Законодательство, регулирующее финансовые и иные отношения, возникающие в сфере формирования, распределения и использования денежных фондов, должно быть непротиворечивым и в достаточной степени целостным, поскольку направлено на обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Как известно, финансово-правовые нормы регламентируют общественные отношения, тесно связанные с выполнением государством своих функций, по сути, жизненно важные для страны.
Использование процессуальной регламентации финансовых отношений в целях обеспечения финансовой безопасности на практике вызывает возникновение ряда проблем. Следует указать, что многочисленные изменения в финансовом законодательстве, с одной стороны, свидетельствуют о попытке законодателя улучшить юридическую регламентацию финансовой деятельности государства, ориентированную на устойчивость финансовой системы, а с другой – о несовершенстве правового механизма, неполном соответствии юридических конструкций, обеспечивающих планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и органов местного самоуправления. Отметим, что с 2019 г. Бюджетный кодекс РФ подвергался изменениям 57 раз; Налоговый кодекс РФ (ч. 1) – 60 раз; Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» – 5 раз; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» – 44 раза; Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» – 26 раз и т.д.
Правовые инструменты обеспечения финансовой безопасности имеют свою особенность: они используются в сфере защиты финансовой системы. Указанная специфика зависит от направлений финансовой деятельности государства (муниципальных образований). По мнению ученых, «все элементы системы правовых средств обеспечения финансовой безопасности взаимосвязаны: средства-установления, включающие нормы финансового права, финансово-правовые режимы «пересекаются» с материальными и процессуальными средствами обеспечения финансовой безопасности, которые, в свою очередь, могут возникать в бюджетной, налоговой, публичной банковской, денежно-кредитной, валютной и других сферах финансовой деятельности государства».
Ключевым элементом в системе обеспечения финансовой безопасности являются субъекты, осуществляющие и обеспечивающие финансовую деятельность государства.