Дата публикации: 14.11.2024

О правовых инструментах обеспечения финансовой безопасности

Аннотация

Авторы рассматривают отдельные вопросы применения правовых средств в системе обеспечения финансовой безопасности; выделяются особенности правового регулирования финансового контроля, финансового мониторинга и применения мер государственного принуждения.




Финансовую безопасность – состояние защищенности и устойчивости финансовой системы, невозможно обеспечить без правового инструментария.

Законодательство – важнейший способ обеспечения безопасности финансовой системы страны, и его роль видится в обеспечении правоприменительной деятельности в сфере публичных финансов специализированными инструментами материально-, процессуально- и организационно-правового характера. Особая роль отводится финансовому законодательству, без совершенствования которого трудно представить эффективную координацию действий органов государственной власти и иных субъектов финансовых отношений. Законодательство, регулирующее финансовые и иные отношения, возникающие в сфере формирования, распределения и использования денежных фондов, должно быть непротиворечивым и в достаточной степени целостным, поскольку направлено на обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Как известно, финансово-правовые нормы регламентируют общественные отношения, тесно связанные с выполнением государством своих функций, по сути, жизненно важные для страны.

Использование процессуальной регламентации финансовых отношений в целях обеспечения финансовой безопасности на практике вызывает возникновение ряда проблем. Следует указать, что многочисленные изменения в финансовом законодательстве, с одной стороны, свидетельствуют о попытке законодателя улучшить юридическую регламентацию финансовой деятельности государства, ориентированную на устойчивость финансовой системы, а с другой – о несовершенстве правового механизма, неполном соответствии юридических конструкций, обеспечивающих планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и органов местного самоуправления. Отметим, что с 2019 г. Бюджетный кодекс РФ подвергался изменениям 57 раз; Налоговый кодекс РФ (ч. 1) – 60 раз; Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» – 5 раз; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» – 44 раза; Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» – 26 раз и т.д.

Правовые инструменты обеспечения финансовой безопасности имеют свою особенность: они используются в сфере защиты финансовой системы. Указанная специфика зависит от направлений финансовой деятельности государства (муниципальных образований). По мнению ученых, «все элементы системы правовых средств обеспечения финансовой безопасности взаимосвязаны: средства-установления, включающие нормы финансового права, финансово-правовые режимы «пересекаются» с материальными и процессуальными средствами обеспечения финансовой безопасности, которые, в свою очередь, могут возникать в бюджетной, налоговой, публичной банковской, денежно-кредитной, валютной и других сферах финансовой деятельности государства».

Ключевым элементом в системе обеспечения финансовой безопасности являются субъекты, осуществляющие и обеспечивающие финансовую деятельность государства.

Список литературы

1. Грачева Е.Ю. Правовые основы государственного финансового контроля : монография / Е.Ю. Грачева. Москва, 2000. 159 с.
2. Правовые средства обеспечения финансовой безопасности : монография / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, О.А. Акопян [и др.] ; ответственные редакторы: И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. ИзиСП. Москва : Норма: ИНФРА-М, 2019. 238 с.
3. Саттарова Н.А. Финансовая безопасность и финансовый суверенитет государства: вопросы взаимосвязи / Н.А. Саттарова // Финансовое право. 2023. № 11. С. 15–17.
4. Тосунян Г.А. Совершенная банковская система – залог политического суверенитета России // Финансы. Экономика. Безопасность. 2006. № 6. С. 6–11.

Остальные статьи