Государственные внебюджетные фонды: специфика бюджетно-правового статуса
Аннотация
Статья посвящена изучению бюджетно-правового статуса внебюджетных фондов Российской Федерации. Показана взаимосвязь социального статуса государства с бюджетами государственных внебюджетных фондов. Также подчеркивается, что, несмотря на разность в организационно-правовой форме указанных фондов, их бюджетно-правовой статус тождественен. Приводятся примеры иных источников финансового обеспечения социальных обязательств государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 11/2024 |
Страницы | 10-12 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-11-10-12 |
Конституция Российской Федерации определяет приоритет социального статуса государства и его фундаментальные социальные векторы развития, в частности в ст. 7 закреплено, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Более того, закрепление гарантий на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, предопределяет и виды государственного страхования, которые должны быть обеспечены финансовыми ресурсами. Такая фиксация в акте, обладающем высшей юридической силой, накладывает на государство и высшую обязанность по созданию должных бюджетно-правовых основ, позволяющих на достойном уровне обеспечивать реализацию деятельности российского государства в соответствии с указанным приоритетом.
Структура социальных обязательств государства предопределяет виды источников их финансового обеспечения и взаимообусловлена структурой бюджетной системы Российской Федерации, которая представлена федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов (Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее также – Социальный фонд РФ) и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее также – ФФОМС) – 1 уровень; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (в настоящее время на региональном уровне формируются только бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования) – 2 уровень; местные бюджеты – 3 уровень. Отдельно следует указать на бюджет федеральной территории «Сириус», который формально не включен в структуру бюджетной системы Российской Федерации, но фактически и юридически в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ) приравнен к правовому режиму бюджета субъекта РФ.
Формирование финансовых основ государственного социального страхования имеет четкий правовой механизм законодательной регламентации, основанный на установленных Конституцией РФ направлениях.
Первоначально, в развитие конституционных идей социального государства, реализация бюджетно-правового статуса государственных внебюджетных фондов осуществляется через институт расходных обязательств, которые устанавливаются системой базовых федеральных законов.