Государственная поддержка кинематографии как специальный финансово-правовой режим
Аннотация
В статье представлены результаты исследования правовой природы режима государственной поддержки кинематографии. Констатируется, что в силу того, что главной задачей данного режима является именно финансовое стимулирование, выделение государственной финансовой помощи организациям кинематографии, то можно определить данный режим именно как финансово-правовой. Автором раскрываются цель, объект, система субъектов, основные инструменты, а также определяются основные признаки рассматриваемого правового режима.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 11/2024 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-11-2-5 |
Кино является возможно неочевидным, но весьма показательным фактором экономического развития страны. Как сам процесс производства фильма может принести прибыль, или же наоборот стать убыточным, так и вся национальная кинематография может стать сферой роста экономики государства, либо же только поглощать бюджетные средства. Для кинобизнеса характерны высокорисковый характер, ограниченность финансирования, на которую влияют особенности кинопроизводства, дистрибуции и даже художественный замысел автора.
При этом А.А. Погребняк, Н.М. Савченкова отмечают, что кино и капитал (промышленный, финансовый, символический, человеческий) образуют общую систему. Поэтому положение кинематографа будет в целом влиять на экономические процессы государства. На примере самых разных стран можно наблюдать процесс трансформации авторского кинематографа из сферы искусства в успешную киноиндустрию, важнейшую часть экономики государства. И конечно, одну из ключевых ролей в данном процессе играет институт государственной поддержки кинематографии.
Вместе с тем, как представляется, институт государственной поддержки с точки зрения теоретико-правовых конструкций можно рассматривать в качестве специального правового режима.
С.С. Алексеев определял правовой режим как «порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования».
Следовательно, институт государственной поддержки кинематографии можно рассматривать в качестве специального стимулирующего правового режима, направленного на реализацию прав граждан в области культуры. А в силу того, что главной задачей данного режима является именно финансовое стимулирование, доведение бюджетных средств, то возможно определить данный режим именно как финансово-правовой. В связи с чем приобретает особую актуальность рассмотрение режима государственной поддержки кинематографии, артикуляция его элементов и признаков, а также характеристика основных инструментов. Исследованию финансово-правовых режимов посвящена фундаментальная работа К.В. Андриевского, которая во многом послужит методологической основой для настоящей статьи.