Дата публикации: 14.11.2024

Государственная поддержка кинематографии как специальный финансово-правовой режим

Аннотация

В статье представлены результаты исследования правовой природы режима государственной поддержки кинематографии. Констатируется, что в силу того, что главной задачей данного режима является именно финансовое стимулирование, выделение государственной финансовой помощи организациям кинематографии, то можно определить данный режим именно как финансово-правовой. Автором раскрываются цель, объект, система субъектов, основные инструменты, а также определяются основные признаки рассматриваемого правового режима.




Кино является возможно неочевидным, но весьма показательным фактором экономического развития страны. Как сам процесс производства фильма может принести прибыль, или же наоборот стать убыточным, так и вся национальная кинематография может стать сферой роста экономики государства, либо же только поглощать бюджетные средства. Для кинобизнеса характерны высокорисковый характер, ограниченность финансирования, на которую влияют особенности кинопроизводства, дистрибуции и даже художественный замысел автора.

При этом А.А. Погребняк, Н.М. Савченкова отмечают, что кино и капитал (промышленный, финансовый, символический, человеческий) образуют общую систему. Поэтому положение кинематографа будет в целом влиять на экономические процессы государства. На примере самых разных стран можно наблюдать процесс трансформации авторского кинематографа из сферы искусства в успешную киноиндустрию, важнейшую часть экономики государства. И конечно, одну из ключевых ролей в данном процессе играет институт государственной поддержки кинематографии.

Вместе с тем, как представляется, институт государственной поддержки с точки зрения теоретико-правовых конструкций можно рассматривать в качестве специального правового режима.

С.С. Алексеев определял правовой режим как «порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования».

Следовательно, институт государственной поддержки кинематографии можно рассматривать в качестве специального стимулирующего правового режима, направленного на реализацию прав граждан в области культуры. А в силу того, что главной задачей данного режима является именно финансовое стимулирование, доведение бюджетных средств, то возможно определить данный режим именно как финансово-правовой. В связи с чем приобретает особую актуальность рассмотрение режима государственной поддержки кинематографии, артикуляция его элементов и признаков, а также характеристика основных инструментов. Исследованию финансово-правовых режимов посвящена фундаментальная работа К.В. Андриевского, которая во многом послужит методологической основой для настоящей статьи.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права : курс. В 2 томах. Т. 2 / С.С. Алексеев. Москва : Юридическая литература, 1981. 360 с.
2. Андриевский К.В. Финансово-правовые режимы : диссертация доктора юридических наук / К.В. Андриевский. Москва, 2022. 503 с.
3. Лиманская А.П. Специальные правовые режимы: общетеоретический анализ : диссертация кандидата юридических наук / А.П. Лиманская. Ростов-на-Дону, 2014. 186 с.
4. Савулькин Л.И Финансирование кино в российских регионах: почем и зачем? / Л.И. Савулькин, Н.Ю. Одинг, А.О. Юшков // Кино и капитал. Альманах Центра исследований экономической культуры / научный редактор А.А. Погребняк ; под общей редакцией А.А. Погребняк,
5. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы: теоретический аспект : диссертация кандидата юридических наук / Э.Ф. Шамсумова. Екатеринбург, 2001. 213 с.

Остальные статьи