Инвестиционные крылья или тяжкая ноша?
Аннотация
В статье анализируется целесообразность возложения на органы местного самоуправления дополнительных полномочий в сфере создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 04/2024 |
Страницы | 22-25 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2024-4-22-25 |
Инвестиционное позиционирование муниципальных образований важно для прорывного развития российской экономики. Государство ожидает, что муниципалитеты перейдут от позиции пассивного ожидания инвесторов к активной работе по поиску и привлечению в местную экономику дополнительных финансовых ресурсов. Однако насколько оправданны такие ожидания?
Инвестиционный климат муниципального образования определяется путем соотнесения двух характеристик территории: инвестиционного потенциала — совокупности объективных экономических, социальных и природно-географических свойств территории, имеющих высокую значимость для привлечения инвестиций, и инвестиционных рисков, обусловленных внешними по отношению к инвестиционной деятельности факторами территориального характера, показывающих вероятность потери инвестиций и дохода от них.
Для повышения инвестиционной привлекательности нужно либо наращивать инвестиционный потенциал, либо снижать инвестиционные риски (в идеале следует стремиться к увеличению первого и уменьшению вторых, но в реальных условиях лучше сосредоточить свои усилия на одном направлении). К тому же самое непосредственное влияние на повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования оказывает успешное решение вопросов местного значения (владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, развитость транспортной инфраструктуры, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства). Если органы местного самоуправления лишаются полномочий по решению вопросов местного значения или не справляются с их реализацией, дополнение списка вопросов местного значения созданием в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности или проведением комплекса правовых, экономических, организационных и иных мер для развития инвестиционной деятельности лишь усугубит ситуацию с привлечением инвестиций в муниципальную экономику.
Собственные средства муниципальных бюджетов, направляемых на реализацию инвестиционной политики, составляют меньшую часть от всех бюджетных ресурсов, направляемых на эти цели. Основную роль в обеспечении капитальных вложений на территориях муниципальных образований играют средства регионального (более половины) и федерального бюджета (чуть менее трети). Однако эти средства распределяются среди муниципальных образований крайне неравномерно: наибольшую долю получают агломерации и крупнейшие города региона. Сильная зависимость от непредсказуемого перераспределения финансовых ресурсов со стороны региона не позволяет муниципальным образованиям как-то прогнозировать свои доходы на среднесрочную перспективу и, соответственно, успешно решать задачу по увеличению объема инвестиций в основной капитал.
Если обратиться к Национальному рейтингу состояния инвестиционного климата, то в лидирующей пятерке окажутся Москва, Республика Татарстан, Нижегородская область, Московская область, Республика Башкортостан, Тюменская область, Сахалинская область, Новгородская область, Санкт-Петербург, Республика Крым и Тульская область.