Реализация органами местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами (по материалам мониторинга судебной практики)
Аннотация
Судебная практика по рассмотрению споров, связанных с реализацией полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами, уже не первый год является предметом мониторинга правоприменения при освоении программы курса «Муниципальное право России» на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. В настоящей статье представлены результаты мониторинга судебной практики по указанному направлению, который был проведен студентами группы 19.Б04-Ю юридического факультета СПбГУ в 2022/2023 учебном году еще до принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. № 27П, а также первые результаты применения судами указанного постановления и выраженных в нем правовых позиций во второй половине 2023 г. и в первой половине 2024 г. при разрешении споров, возникающих в связи с реализацией муниципальными органами полномочий в сфере обращения ТКО на земельных участках, собственность на которые не разграничена. Отмечены основные проблемы, продолжающие возникать в правоприменительной практике по данному направлению, а также актуальные тенденции ее развития и предложения по ее совершенствованию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 04/2024 |
Страницы | 18-22 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2024-4-18-22 |
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон о местном самоуправлении) устанавливает ряд вопросов местного значения в сфере обеспечения охраны окружающей среды, которые дифференцируются в зависимости от типа муниципального образования. Полномочия органов местного самоуправления по решению этих вопросов получают дальнейшую конкретизацию в специальном отраслевом законодательстве, так или иначе затрагивающем охрану окружающей среды и экологическую безопасность — законодательстве об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии, о природопользовании, о благоустройстве, о планировании территориального развития. Соответственно, организация работы по обращению с ТКО не только включена в перечень вопросов местного значения городских поселений, муниципальных и городских округов, муниципальных районов, а также сельских поселений, если это предусмотрено законами субъектов РФ и уставами соответствующих сельских поселений и муниципальных районов, на территории которых они расположены, но и раскрывается в перечне полномочий органов местного самоуправления, закрепленном в отраслевом законе — Законе об отходах (ст. 8).
Как показал мониторинг судебной практики по модельным 36 субъектам РФ за период с 1 января 2019 г. по 30 ноября 2022 г., из отобранных 186 решений судов общей юрисдикции Российской Федерации по делам об оспаривании бездействия органов местного самоуправления в связи с неисполнением ими полномочий в области охраны окружающей среды 134 решения касались неустранения несанкционированной свалки, а 47 решений — неисполнения или ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления обязанности по оборудованию контейнерных площадок. Значительное распространение в судебной практике получили также дела, связанные с привлечением органов и должностных лиц местного самоуправления к административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления по статье 8.2 КоАП РФ (29 решений).