Кадровый потенциал муниципальной службы как ресурс развития территорий
Аннотация
В статье предлагается рассмотреть роль системы профессионального развития муниципальных служащих в развитии территорий, дать сравнительную характеристику существующей системы профессионального развития государственных служащих с действующими подходами в обучении для муниципальных служащих.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 04/2024 |
Страницы | 13-17 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2024-4-13-17 |
Анализ текущей ситуации в сфере развития кадров муниципальной и государственной гражданской службы Российской Федерации выявляет ряд существенных различий и проблемных областей, требующих системного решения.
Прежде всего, следует отметить отсутствие единой кадровой политики в системе публичной власти Российской Федерации. Если в отношении государственной гражданской службы предпринимаются целенаправленные усилия по формированию системных механизмов управления, то муниципальная служба характеризуется острой потребностью в комплексных стратегических решениях. Это проявляется в различиях нормативно-правового регулирования, подходов к определению квалификационных требований, процедур отбора, оценки и развития кадров.
При конституционном закреплении единой системы публичной власти, взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы усиливаются тенденции «многоголосия», различий в подходах, принципах и применяемых технологиях, определяющих основы организации и функционирования (как в территориальном разрезе, так и в плане уровня зрелости).
В отношении работы в органах местного самоуправления в последнее время усиливается тенденция, связанная с тем, что в качестве одного из важнейший принципов рассматривается принцип «служения», который теснейшим образом связан с работой в интересах муниципального образования, которое для некоторых является одновременно и малой родиной. Этот принцип нашел свое подкрепление в виде Всероссийской муниципальной премии «Служение». Награда присуждается по 10 номинациям представителям муниципального сообщества, внесшим значительный вклад в решение вопросов местного значения и развитие местного самоуправления. В этом году рассмотрено порядка 19 тыс. заявок из 89 субъектов Российской Федерации. При сохранении ориентира на развитие культуры служения, как в осмысление сути служения, так и в части понимания самой муниципальной службы, ее роли и предназначения, вкладывается разное содержание (восприятие муниципальной службы как инструмента решения только хозяйственных проблем, как «младшего» брата в уровне условий оплаты труда, предоставляемых социальных гарантий, качества системы комплектования и профессионального развития кадров и т.п.). Ценностно-смысловые разрывы усиливаются различными «стартовыми» условиями в различных регионах (различия в качестве человеческого капитала и финансово-экономического обеспечения, разный уровень включенности регионов в вопросы развития муниципальной службы, высокий уровень конкуренции за высокопрофессиональные кадры: конкуренция с регионом и федерацией, внутренняя конкуренция среди муниципальных образований, являющихся центрами притяжения вследствие агломерационных процессов, и муниципалитетов, находящихся на грани «выживания»).
Отсутствие единой системы требований к квалификации, профессиональному уровню и личностно-профессиональным качествам при поступлении и при прохождении муниципальной службы сужает горизонты профессиональной самореализации муниципальных служащих, их карьерного развития.