Дата публикации: 14.11.2024

Кадровый потенциал муниципальной службы как ресурс развития территорий

Аннотация

В статье предлагается рассмотреть роль системы профессионального развития муниципальных служащих в развитии территорий, дать сравнительную характеристику существующей системы профессионального развития государственных служащих с действующими подходами в обучении для муниципальных служащих.




Анализ текущей ситуации в сфере развития кадров муниципальной и государственной гражданской службы Российской Федерации выявляет ряд существенных различий и проблемных областей, требующих системного решения.

Прежде всего, следует отметить отсутствие единой кадровой политики в системе публичной власти Российской Федерации. Если в отношении государственной гражданской службы предпринимаются целенаправленные усилия по формированию системных механизмов управления, то муниципальная служба характеризуется острой потребностью в комплексных стратегических решениях. Это проявляется в различиях нормативно-правового регулирования, подходов к определению квалификационных требований, процедур отбора, оценки и развития кадров.

При конституционном закреплении единой системы публичной власти, взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы усиливаются тенденции «многоголосия», различий в подходах, принципах и применяемых технологиях, определяющих основы организации и функционирования (как в территориальном разрезе, так и в плане уровня зрелости).

В отношении работы в органах местного самоуправления в последнее время усиливается тенденция, связанная с тем, что в качестве одного из важнейший принципов рассматривается принцип «служения», который теснейшим образом связан с работой в интересах муниципального образования, которое для некоторых является одновременно и малой родиной. Этот принцип нашел свое подкрепление в виде Всероссийской муниципальной премии «Служение». Награда присуждается по 10 номинациям представителям муниципального сообщества, внесшим значительный вклад в решение вопросов местного значения и развитие местного самоуправления. В этом году рассмотрено порядка 19 тыс. заявок из 89 субъектов Российской Федерации. При сохранении ориентира на развитие культуры служения, как в осмысление сути служения, так и в части понимания самой муниципальной службы, ее роли и предназначения, вкладывается разное содержание (восприятие муниципальной службы как инструмента решения только хозяйственных проблем, как «младшего» брата в уровне условий оплаты труда, предоставляемых социальных гарантий, качества системы комплектования и профессионального развития кадров и т.п.). Ценностно-смысловые разрывы усиливаются различными «стартовыми» условиями в различных регионах (различия в качестве человеческого капитала и финансово-экономического обеспечения, разный уровень включенности регионов в вопросы развития муниципальной службы, высокий уровень конкуренции за высокопрофессиональные кадры: конкуренция с регионом и федерацией, внутренняя конкуренция среди муниципальных образований, являющихся центрами притяжения вследствие агломерационных процессов, и муниципалитетов, находящихся на грани «выживания»).

Отсутствие единой системы требований к квалификации, профессиональному уровню и личностно-профессиональным качествам при поступлении и при прохождении муниципальной службы сужает горизонты профессиональной самореализации муниципальных служащих, их карьерного развития.

Список литературы

1. Нанба С.Б. Цифровизация реализации компетенции муниципальных образований: возможности и риски // С.Б. Нанба // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2024. № 3. С. 2–5.
2. Шугрина Е.С. Основы местного самоуправления. Настольная книга депутата и муниципального служащего : учебное пособие / Е.С. Шугрина. Калининград : Полиграфычъ, 2023. 336 с.

Остальные статьи