О понятии конституционно-правового эксперимента в сфере местного самоуправления
Аннотация
Законодательство о местном самоуправлении — одно из самых динамичных в России. При этом не всегда результат реализации муниципальных норм оценивается положительно. В настоящей статье представлено теоретическое обоснование необходимости применения конституционно-правового эксперимента в сфере местного самоуправления с целью апробации нового правового регулирования до проведения масштабных муниципальных реформ. По мнению автора, названная юридико-правовая технология будет способствовать повышению их эффективности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 04/2024 |
Страницы | 8-12 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2024-4-8-12 |
Понятие правового эксперимента и его отграничение от смежных юридико-правовых технологий
Теория правового эксперимента получила свое закрепление и развитие еще в советский период. Как отмечалось в исследованиях, правовые эксперименты, как правило, проводятся не в чистом виде, а в сочетании с экономическими, демографическими и прочими социальными экспериментами, облекаемыми в правовую форму. Юридическая практика советского периода отражала именно такой подход, при котором правовой эксперимент выполнял служебную, вспомогательную роль. Наиболее «экспериментальными» сферами общественной жизни являлись народное хозяйство, труд и социальное обеспечение.
В итоге в юридической науке было сформулировано достаточно емкое понятие правового эксперимента. Под правовым экспериментом предлагалось понимать организованную компетентным правотворческим органом апробацию предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе для проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и отработки оптимальных вариантов будущих правотворческих решений общего действия. Современные исследования, посвященные правовым экспериментам, оперируют аналогичным понятием, несколько расширяя предмет правового эксперимента за счет проверки эффективности не только готовящейся правовой новеллы, но и уже действующей нормы.
Учитывая сказанное, правовой эксперимент отличает от иных социальных экспериментов ряд признаков. Во-первых, для проведения правового эксперимента необходима правовая основа, т.е. принятие уполномоченным компетентным органом нормативного правового акта о проведении правового эксперимента. Сегодня правовые эксперименты проводятся в различных сферах, и, как правило, правовой основой для этого являются федеральные законы. Во-вторых, использование экспериментальных правовых норм имеет ограничение во времени и пространстве, что должно быть закреплено в правовой основе его проведения. В-третьих, правовой эксперимент предполагает добровольное участие в нем и имеет определенные пределы: он не может нарушать или умалять основные права и законные интересы не участвующих в правовом эксперименте лиц, не может предоставлять привилегии одним по сравнению с другими, должен быть этически и политически нейтральным. В-четвертых, правовой эксперимент проводится по определенной модели, которая включает предмет, цель, задачи, гипотезу, экспериментальную ситуацию, экспериментальный объект и методику проведения. Основными качественными характеристиками модели правового эксперимента являются полнота правового регулирования и его достаточность, наличие процессуальных гарантий и институциональных форм разрешения конфликтов, «встроенность» в действующее законодательство. Далее, проведение правового эксперимента предполагает несколько этапов: проектирование, подготовку, проведение и подведение итогов. Кроме этого, следует учитывать ряд факторов, препятствующих проведению правового эксперимента, например очевидность предполагаемых результатов. И наконец, успешный правовой эксперимент предполагает дальнейшее повсеместное применение его результата.