«Право на город»: конституционно-правовой смысл и содержание
Аннотация
Целью работы является анализ документов и научных исследований, связанных с интерпретацией категории «право на город» в ее эволюционном развитии. Приводится перечень прав жителей городов, закрепленный в Европейской декларации прав городов, являющейся частью Европейской хартии городов (1992 г.). Акцентируется внимание на том, что перечень прав в Хартии предваряет положение о том, что осуществление прав в городе должно опираться на солидарность и ответственность граждан, означающие принятие на себя равных обязанностей. Делается вывод, что внедрение цифровых технологий в городскую среду придает новый смысл и содержание праву на город. Информационные сети и телекоммуникации упрощают процессы самоорганизации горожан, их взаимодействие с властью. В этом контексте право на город означает и право каждого на участие в информационном обществе, право на Интернет.
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 04/2024 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2024-4-2-5 |
Право на местное самоуправление в городе (право на городское самоуправление, на участие в управлении городом) можно понимать и как право на город — одно из ключевых понятий урбанистики. Хотя этот термин интерпретируется по-разному, его можно объяснить как возможность доступности и демократии в городских пространствах.
Концепцию права на город связывают с именем французского социолога и философа, неомарксиста Анри Лефевра (1901–1991 гг.). Город в его понимании является результатом творения, производства и воспроизводства социальных отношений. Любой город имеет свою историю и одновременно сам является частью истории, поскольку создается и совершенствуется своими жителями в определенном историческом и событийном контексте. Право на город, по мнению Лефевра, — это «право на городскую жизнь» (urban life): на социальную составляющую нахождения в пространстве; право изменять реальность, преобразовывая город; «на моменты и места», т.е. на полноценное использование своего времени в любых городских зонах; право вмешиваться и требовать. Оно поощряет жителей собираться для обсуждений, чтобы влиять на политику, оспаривать решения о судьбе территорий и самим их принимать. Таким образом, право на город включает в себя несколько составляющих: право доступа к городским благам; право на участие в изменении городской среды. Право на город нельзя трактовать просто как возвращение к традиционным городам. Это обновленное право на городскую жизнь, на борьбу за формирование урбанистического общества на основе синтеза науки и искусства. Город должен стать центром принятия решений жителями. Право на город рассматривалось Лефевром не с юридической позиции, а как призыв к социальному действию, направленному на улучшение среды обитания, как интеллектуальный продукт, стимулирующий появление новых смыслов восприятия повседневности: «Право на город похоже на крик и на требование... влияющие на трансформацию и обновление прав жизни в городах».
Лефевр называл город символом власти, одновременно являющийся свидетельством «государственной» иллюзии: уверенности в том, что она знает, как управлять, и умеет это делать наилучшим образом. Что касается рядового гражданина, то его роль редуцирована до функции обитателя отведенной зоны пространства, его потребителя, временного пользователя, арендатора, само проживаемое пространство сведено к минимуму — это даже не дом — квартира. Он писал о противоборстве города и государства. «Политически город требует самоуправления, ослабления над ним власти государства, минимизации политической составляющей в организации городской жизни. Государство же стремится вернуть город к учреждениям, к рынку, принудительно организуя пространство, не считаясь с интересами горожан». Право быть гражданином, а не простым обитателем, по мнению Лефевра, подразумевает участие в городском самоуправлении, в том числе участвовать в кругообороте коммуникации, информации и социальных обменов.
Идею Лефевра о праве на город в XXI в. развил географ Дэвид Харви, акцентировав внимание на праве на изменение города — «горожане сами регулируют повседневные процессы». По его мнению, право на город — больше, чем свобода доступа индивида к городским ресурсам, это право на изменения себя посредством изменения города, в котором мы живем. Это коллективное, а не индивидуальное право, так как может быть осуществлено только коллективной властью для преобразования процессов урбанизации. «Говорят, — пишет Харви, — что городской воздух делает свободным. Сейчас этот воздух загрязнен. Но его всегда можно очистить».