Дата публикации: 07.11.2024

Факторы, способствующие трансформации глобальной логистической модели в новой парадигме миропорядка

Аннотация

В статье предложена авторская позиция, позволяющая определить факторы, способствующие изменению логистической модели в современных реалиях. Раскрыты аспекты, свидетельствующие о пятой логистической революции, которая происходит в нынешних реалиях. Выявлены тенденции формирования новых логистических коридоров, посредством которых изменятся не только торговые маршруты, но и усилится роль ряда азиатских и африканских стран.




Очевидно, что логистическое пространство интегрировано в мировую экономическую среду и аккумулирует логистические системы предприятий и отдельные рынки, включая и общую пространственную экономическую структуру государства или группы государств. Оно подвижно и трансформируется по мере развития торгово-экономических и политических отношений между государствами. В этом контексте можно предположить, что современный мир находится на грани очередной логистической революции, которая связана с оптимизацией и совершенствованием логистических процессов, формированием иных логистических коридоров, обеспечивающих реализацию экономических задач множества участников рыночных отношений, а также изменением однополярного мира и созданием новых международных путей глобальной многополярности, базовой основой которых являются новые логистические проекты типа «Север — Юг», «Один пояс, один путь» и иных.

Признаки новой логистической революции проявляются в развитии интегрированных систем управления, автоматизации и использования искусственного интеллекта и цифровых технологий; в создании новых информационно-коммуникационных направлений, обеспечивающих увеличение скорости обмена информацией между участниками цепи поставок; в появлении электронной коммерции, торговых онлайн-платформ, что сделало достаточно эффективным процесс взаимодействия между поставщиками, производителями и потребителями; в создании логистических коридоров и включении в логистический процесс новых участников из стран глобального юга, а именно Африки, Азии и Латинской Америки.

Некоторые исследователи упоминают о четырех логистических революциях, стимулировавших подъем мировой экономики. Первая революция способствовала строительству торговых и транспортных систем, снижению торговых барьеров и специализации стран. Вторая определила темпы и возможности распространения открытий, знаний, технологий, опыта как межнациональных предпосылок развития техногенной цивилизации в Европе. Третья создала материальный фундамент промышленного производства, динамичного роста объемов, ассортимента и качества товаров. Четвертая стимулировала рост наукоемких производств, подготовку высококвалифицированных кадров.

Возникает вопрос, что же происходит сейчас, есть ли предпосылки пятой логистической революции? В научном сообществе однозначного ответа на этот вопрос нет. Однако в контексте развития логистики некоторые аспекты показывают на изменения, свидетельствующие о трансформации прежних логистических связей и технологий, что косвенно свидетельствует о революционном процессе. В качестве примера можно назвать: а) появление нового уровня логистического аутсорсинга — 5PL (Fifth Party Logistics). Данный уровень дополняет функции 4PL с использованием сетевых компьютерных технологий. Основное направление деятельности 5PL-провайдера — стратегическое управление цепочками поставок, но в отличие от 4PL-логистики оно сосредоточено на создании модели виртуального предприятия. Потенциальными клиентами 5PL-провайдеров логистических услуг являются крупные компании с разветвленными цепочками межконтинентальных поставок; б) развитие информационных технологий, способствующих распространению сетевых организационных форм бизнеса, виртуализации логистических процессов, распространению электронного документооборота, использованию электронных платежных систем; в) появление принципиально новых видов услуг. На базе информационных технологий разрабатываются автоматизация подбора маршрута, онлайн-отслеживание, клиентские блоки для интегрированных заказчиков и прочее; г) ускорение социальных вычислений. Плотно интегрированные цепочки поставок на базе связанных управляющих систем позволяют глобальным рынкам приходить к оптимальному состоянию в течение нескольких минут; д) сокращение товарных запасов. Взаимодействующие в режиме реального времени системы компаний в цепочках поставок делают излишними более 90% товарных запасов мировой экономики вместе с инфраструктурой их хранения и перевалки.

Список литературы

1. Гадисов Д. Транспортный коридор «Север — Юг» соединит Россию со странами Африки, Индокитая и Океании / Д. Гадисов // Дагестанская правда. 2024. 29 марта.
2. Зимонин В.П. Формула безопасности для России и Евразии / В.П. Зимонин // Наука. Общество. Оборона. 2016. № 1 (6). С. 1.
3. Мухаммад Атар Джавед. Логистика XXI века и новый экономический порядок: перспективы транспортного коридора «Север — Юг» / Мухаммад Атар Джавед // Валдай. Международный дискуссионный клуб. 2023. 28 февраля.
4. Покровская О.Д. Генезис логистических транспортных систем уровня 5-pl в свете новых антироссийских санкций / О.Д. Покровская // Бюллетень результатов научных исследований. 2022. № 2. С. 141–163.
5. Федоров В.А. Нелогичности некоторых исторических аспектов развития логистики / В.А. Федоров // Молодой ученый. 2016. № 11 (115). С. 1035–1038.
6. Tiago Tecelão Martins. Arctic Ambitions: China’s Engagement With the Northern Sea Route / Tiago Tecelão Martins // The Diplomat. 2023. 24 November.

Остальные статьи