Дата публикации: 07.11.2024

Участие прокуроров в административно-деликтных спорах, рассматриваемых арбитражными судами: о сформировавшейся после марта 2022 г. практике

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы эффективности участия прокурора в делах административно-деликтного характера в арбитражных судах после введения государством ряда мер в отношении проведения контролирующими органами проверок хозяйствующих субъектов. Анализ статистических данных, в том числе касающихся прокурорской деятельности в сфере защиты прав предпринимателей, сравнение различных мнений позволили автору дать собственную оценку реализации введенного моратория на проведение проверок, а также связанных с этим решений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2022 г. В работе сделан акцент на примеры из судебной практики, которые позволили наглядно продемонстрировать значение инициирования прокурорами участия в арбитражном суде. На основании проведенного исследования автор пришел к выводу, что в условиях непростых задач и обстоятельств, стоящих сегодня перед государством и российским народом, органам прокуратуры отведена важная роль по защите интересов предпринимательского корпуса и прав граждан в различных сферах жизни, реализуемая посредством участия в арбитражном процессе.




Определенно, 2022 г. повлиял на историю нашей страны, на наше будущее и на последующие поколения, которые будут анализировать причины и последствия всех произошедших в этом году решений. Уже по истечении небольшого промежутка времени в два года можно наблюдать произошедшие глобальные изменения — как внешнеполитические, так и внутриполитические.

События такого масштаба, как начало проведения специальной военной операции на территории Украины, влекут за собой изменения привычного уклада любой деятельности. Несмотря на постоянно возникающие трудности и задачи государство принимает все возможные меры по подъему духа нашей нации, поддержке населения, укреплению экономики и социальной сферы жизни.

Одной из таких мер было принятие Правительством Российской Федерации Постановления от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — Постановление Правительства № 336). Это решение было направлено на снижение административной нагрузки на бизнес. В народе это постановление называют коротко — мораторий на проверки. Меры, предусмотренные Постановлением, изначально рассчитывались для реализации в 2022 г., а затем продлялись на 2023, а после и на 2024 г. (постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2516 и от 14.12.2023 № 2140) (по мнению автора, продление затронет, очевидно, и следующий, 2025 г.).

Положения Постановления Правительства № 336 предусматривают ограничения в части проведения контролирующими органами проверок, порядок их согласования. Документ направлен на облегчение нагрузки на бизнес в виде проведения проверочных мероприятий, которые так или иначе сказываются на эффективности, а в какой-то мере и на оперативности, и на прибыльности деятельности той или иной организации, когда в условиях санкционной политики западных стран наше государство нуждается в развитии и процветании отечественного бизнеса. Однако Постановление Правительства № 336 вовсе не сигнализирует о том, что бизнесу «можно расслабиться», напротив — предусматривает перечень случаев, когда проверки проводить не только можно, но и нужно.

Не останавливаясь подробно на каждом положении этого Постановления, с которым уже многие не раз ознакомились, следует отметить, что единого положительного отклика оно не встретило. Спустя непродолжительное время после его принятия были предприняты попытки его оспаривания в Верховном Суде Российской Федерации, которые не увенчались успехом.

Список литературы

1. Отческая Т.И. Обеспечение прокуратурой и судами свободы экономической деятельности / Т.И. Отческая // Законы России. 2018. № 6. С. 70–74.

Остальные статьи