Информирование потребителей как условие обеспечения безопасности и качества товаров и услуг
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы информирования потребителей, защиты их прав на получение информации, отмечается, что законодательное регулирование в данной области ограничивается преимущественно требованиями, связанными с обеспечением безопасности продукции, а проводимые научные исследования в основном посвящены проблемам информирования потребителей в отдельных сферах предпринимательской деятельности, при продаже определенных категорий товаров и оказании определенных видов услуг. Отмечается необходимость выработки общих принципов для оценки разумности и добросовестности поведения изготовителей, продавцов и исполнителей, а также самих потребителей при рассмотрении конкретных ситуаций, связанных с выполнением обязанностей по информированию потребителей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 11/2024 |
Страницы | 32-38 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-11-32-38 |
Отечественные специалисты традиционно уделяют большое внимание вопросам защиты прав потребителей, в том числе связанным с решением проблемы защиты прав потребителей на получение информации. Однако в большинстве случаев такие исследования посвящены проблемам информирования потребителей в отдельных сферах деятельности без попытки выработки общих принципов, которые могли бы получить закрепление на законодательном уровне и составить основу для дальнейшего развития судебной практики.
Законодательство предусматривает обязанность исполнителя, продавца, изготовителя по своевременному предоставлению информации потребителям в целях обеспечения возможности правильного выбора ими товаров, работ и услуг (п. 1 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее — Закон о ЗПП). Пунктом 2 указанной статьи определяется, какая именно информация должна предоставляться.
При этом обязанность предоставления информации традиционно рассматривается законодательством и специалистами прежде всего в качестве фактора, призванного гарантировать безопасность при использовании приобретаемых потребителем товаров и получении ими предлагаемых услуг. Безопасность при этом понимается в широком смысле и включает риск причинения вреда как самому потребителю, так и любым третьим лицам, а также окружающей среде на всех стадиях использования, хранения, перевозки и утилизации товара и всех этапах получения услуги. Минимальные требования к безопасности в отношении отдельных видов продукции устанавливаются техническими регламентами Евразийского экономического союза.
В связи с данным подходом положения об информировании в Законе о ЗПП связываются прежде всего с ответственностью за причинение вреда потребителям в случае отсутствия у них информации, предоставление которой в соответствии с требованиями ст. 10 Закона о ЗПП должно было гарантировать потребителям безопасное пользование товарами и услугами. Так, при определении имущественной ответственности за причиненный потребителю вред в ст. 14 Закона о ЗПП возмещение вреда увязывается с предоставлением потребителю информации о сроке годности или сроке службы товара, о действиях, которые требовалось принимать при его истечении (п. 3 ст. 14 Закона о ЗПП).
Однако непредоставление информации может привести не только к причинению непосредственного вреда жизни или здоровью потребителя или его имуществу, но и в значительной степени снизить для него потребительские качества товара, лишить возможности в полной мере воспользоваться результатами оказываемых услуг. Однако связь между непредоставлением информации и неблагоприятными последствиями для потребителя, не связанными с причинением непосредственного вреда его здоровью или имуществу, учитывается законодательством только в ограниченном числе случаев.