Влияние товарных знаков на развитие потребительских рынков. Часть 1
Аннотация
Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы «Влияние использования товарных знаков на развитие потребительского рынка в России» и представляет собой обзор промежуточного этапа отчета о НИР 4-ЭП-2022 «Влияние использования товарных знаков на развитие потребительского рынка в России». Актуальность исследования обусловлена высоким уровнем запроса на совершенствование механизмов распоряжения исключительными правами на товарные знаки, оценкой их влияния на потребительский рынок. В результате исследования авторы приходят к выводу о необходимости систематизации субъектов информационного права (маркетплейсы) и объема их цифровых прав. В связи с расширением субъектного состава заявителей и увеличением деловой активности российских заявителей авторы сходятся во мнении о важности анализа ключевых факторов роста числа заявок и товарных знаков с целью выявления дальнейших условий для развития и стимулирования потребительского рынка Российской Федерации при использовании товарных знаков, знаков обслуживания и распоряжения исключительными правами на товарные знаки.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 11/2024 |
Страницы | 26-31 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-11-26-31 |
В современных рыночных условиях все большую актуальность приобретают вопросы вовлечения объектов интеллектуальной собственности, включая товарные знаки, в экономический оборот и их коммерциализации.
Стремительное развитие цифровых технологий создает новые возможности как для создания новых продуктов, так и их продвижения на рынок. Современные правила торговли, электронные площадки, маркетплейсы, иные сервисы все чаще устанавливают для участников рынка требования подтвердить наличие исключительного права на средства индивидуализации.
В текущих условиях именно объекты интеллектуальной собственности приобретают статус ключевых активов для компаний вне зависимости от количества сотрудников. Особое значение для предпринимательского сектора имеют средства индивидуализации, в частности, товарные знаки (знаки обслуживания), регистрируемые для целей вывода новых товаров и услуг на рынок и последующего распоряжения исключительными правами на них.
Все большее применение в нашей жизни находят цифровые технологии, которые используются на всех этапах, начиная с создания объектов интеллектуальной собственности и их регистрации, заканчивая управлением интеллектуальными правами.
На основании Публичной декларации целей и задач Федеральной службы по интеллектуальной собственности на 2021 г. (утвержденной Роспатентом 22.03.2021) в соответствии с осуществляемыми функциями, а также документами стратегического планирования Российской Федерации, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации одной из ключевых целей и задач Роспатента является обеспечение возможности подачи гражданами и юридическими лицами не менее 75% заявлений в Роспатент полностью в цифровом виде через портал Роспатента или сервисы Единого портала государственных услуг (ЕПГУ).