Дата публикации: 14.11.2024

Правовое обеспечение технологической политики и развития критических технологий в России и КНР

Аннотация

Цель статьи заключается в выработке решений по модернизации правовых подходов к технологической политике России. Методология исследования, предпринятого в настоящей статье, состоит в комплексном рассмотрении современных подходов к технологической политике и критическим технологиям в России и Китае. Выводы. В условиях геополитической трансформации, широкого распространения ограничительных мер экономического характера, кризиса цепочек поставок процессы обеспечения технологического суверенитета приобретают особое значение. Правовые инструменты здесь играют ключевую роль, поскольку задают векторы, вариации и формируют порядок обеспечения технологического развития страны, а также стабильного использования критических технологий. Действующие нормативные правовые акты в сфере технологической политики и критических технологий предлагается привести в соответствие с тем, чтобы дальнейшее регулирование критических технологий не вступало в противоречии с базовыми, понятийными, перечневыми актами в этой сфере. Научная и практическая значимость. Проведенный анализ правовых подходов к технологической политике позволяет заключить о необходимости систематизации с учетом опыта КНР правового регулирования в отношении науки, инноваций, промышленной и технологической политики. Сформулированные выводы и проведенный анализ могут быть использованы для совершенствования действующего российского законодательства, а также в практической деятельности юристов.




В условиях геополитической трансформации, широкого распространения ограничительных мер экономического характера, кризиса цепочек поставок процессы обеспечения технологического суверенитета приобретают особое значение. Правовые инструменты здесь играют ключевую роль, поскольку задают векторы, вариации и формируют порядок обеспечения технологического развития страны, а также стабильного использования критических технологий. Опыт Китая и России в обозначенном контексте, как государств с крупной экономикой и государств, стремящихся к технологическому лидерству в различных отраслях экономики, представляется крайне важным для изучения правовых основ технологической политики и выработки оптимальных решений для их модернизации.

Современные исследования рынка технологий и инноваций (в частности, исследования австралийского института стратегической политики, ASPI) демонстрируют смещение в статистике роста числа технологий в сторону Востока. Так, западные страны уступают в рейтинге развития критически значимых технологий своим «восточным конкурентам», а особые успехи в сфере научных и исследовательских разработок, а также возможность аккумулировать человеческий ресурс являются важнейшими составляющими формирования китайского технологического лидерства, видимого прогресса КНР в сфере продвижения новейших технологий. КНР, таким образом, уже имеет прочную технологическую основу позиционирования собственного государства в качестве ведущей мировой научно-технической сверхдержавы, завоевывая лидерство в высокоэффективных исследованиях в большинстве критических и новых технологических решений. Правовые основы технологической политики, технологического суверенитета здесь играют не менее важную роль, чем технологические, организационные и инфраструктурные решения.

Если говорить о технологической конкуренции за последние годы, то передовые позиции Китаю удалось завоевать в 37 из 44 критических технологий, которые анализируются ASPI, охватывая ряд важнейших технологических областей, включая оборону, космос, робототехнику, энергетику, окружающую среду, биотехнологии, искусственный интеллект (ИИ), передовые материалы и ключевые области квантовых технологий. Что важно, Китаю удается формировать и реализовывать передовые организационно-правовые и инфраструктурные решения применительно к целому ряду технологий: так, в ряде случаев (применительно к ряду технологий) ведущие мировые научно-исследовательские институты сконцентрированы именно в Китае, что влияет и на результат: преимущественное создание прогрессивных научно-исследовательских результатов, чем в государствах-конкурентах (в ряде случаев США). Обозначенное свидетельствует об эффективной практике государственной поддержки технологических областей, сетевом подходе к развитию технологий и промышленности, когда в одной технологической области создается несколько китайских учреждений, обменивающихся опытом, а также подстегивающих научно-технологическую конкуренцию.

Список литературы

1. Шахназаров Б.А. Правовые меры стимулирования деятельности в сфере развития национальной промышленности / Б.А. Шахназаров // Юридический мир. 2023. № 5 (317). С. 54–63.
2. Gaida J. ASPI’s Critical Technology Tracker — The global race for future power / J. Gaida, J. Wong Leung, S. Robin, D. Cave. The Australian Strategic Policy Institute Limited, 2023. 84 p.
3. Morozov V. Legal Regulation of Technologically Improved People in the United States and China / V. Morozov, V. Chukreev, D. Rizayeva // BRICS Law Journal. 2022. Vol. 9. Iss. 4. P. 4–20.

Остальные статьи