Дата публикации: 14.11.2024

Судебно-экспертная дидактика как современный механизм обучения молодого поколения судебных экспертов

Аннотация

Цель. Отсутствие законодательных требований к квалификации частных судебных экспертов привело к формированию неудовлетворительной практики, ведущей к разнообразию дидактических подходов к судебноэкспертному образованию в России, что, несомненно, повлияло на качество производства судебных экспертиз. В связи с этим предлагается рассмотреть современное состояние и перспективы развития подготовки судебных экспертов путем: профессиональной переподготовки и повышения квалификации; получения высшего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 40.05.03 «Судебная экспертиза», а также высшего образования по магистерским программам, связанным с судебно-экспертной деятельностью, на примере специфики обучения судебных экспертов в РУДН — университете, реализующем многоуровневые программы подготовки. Методология: системный анализ, синтез, сравнительный эксперимент, конкретизация, обобщение. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что именно в унификации судебно-экспертного образования заключено стратегическое разрешение проблемы компетенций и компетентности в судебно-экспертной деятельности. Авторы делают вывод, что существующие программы подготовки судебных экспертов значительно улучшили их компетенцию, но разнообразие программ и отсутствие законодательных требований к квалификации для частных экспертов привело к снижению качества производства судебных экспертиз. Повысить качество возможно только при условии совершенствования механизмов судебно-экспертной дидактики, законодательства в сфере судебной экспертизы и государственного регулирования практической деятельности. Научная и практическая значимость. Статья направлена на исследование современного состояния судебно-экспертной дидактики в России и развитие теории и практики судебной экспертизы относительно вопроса квалификации судебного эксперта. Результаты экспертизы часто имеют принципиальное значение для исхода дела, поэтому вопрос о квалификации судебного эксперта должен иметь первостепенное значение в практике судебно-экспертной деятельности.




Одним из основных путей повышения качества производства судебной экспертизы является совершенствование механизмов судебно-экспертной дидактики.

Судебно-экспертная дидактика — это процесс обучения судебных экспертов / преподавательская деятельность, направленные на формирование профессиональных экспертных компетенций. Поскольку институт судебной экспертизы продолжает развиваться, важно рассмотреть современное состояние судебно-экспертной дидактики и изучить перспективы ее развития.

Зарубежный и отечественный опыт судебно-экспертной деятельности показывает, что системная оценка качества подготовки персонала является одним из основополагающих условий эффективной деятельности судебно-экспертных учреждений. Большой интерес к данной проблематике способствует укреплению принципа состязательности сторон в современном судопроизводстве, повышенному вниманию к компетентности судебных экспертов, появлению новых форм подтверждения квалификации по определенной экспертной специальности.

Современные модели судебно-экспертной дидактики достигли значительных успехов, и многие университеты и институты предлагают комплексные обучающие программы по направлениям подготовки судебных экспертов. Программы включают в себя сочетание теоретических знаний и практической подготовки, что позволяет студентам быть хорошо подготовленными к решению задач в данной области.

В настоящее время реализуются три модели подготовки судебных экспертов:

Список литературы

1. Смирнова С.А. Концепция межведомственного центра дополнительного профессионального образования судебных экспертов / С.А. Смирнова, А.В. Кокин // Теория и практика судебной экспертизы. 2020. Т. 15. № 2. С. 8–14.
2. Смирнова С.А. О концепции модернизации профессиональной подготовки судебных экспертов в СЭУ Минюста России / С.А. Смирнова, Г.Г. Омельянюк // Теория и практика судебной экспертизы. 2012. № 3. С. 66–71.
3. Смирнова С.А. Прогрессивные модели образовательной деятельности — залог подготовки судебно-экспертных профессионалов нового поколения / С.А. Смирнова, О.А. Ястребов // Судебно-медицинская экспертиза. 2017. Т. 60. № 1. С. 56–59.
4. Смирнова С.А. Современные подходы к профессиональной подготовке судебных экспертов в системе СЭУ Минюста России / С.А. Смирнова // Теория и практика судебной экспертизы : международный опыт, проблемы, перспективы : материалы I Международного форума (г. Мо
5. Смирнова С.А. Таинственные параллели и меридианы судебной экспертизы / С.А. Смирнова // Дружба. 2023. 28 февраля.
6. Суровая О.А. К вопросу о профессиональной этике руководителя судебно-экспертного учреждения / О.А. Суровая // Теория и практика судебной экспертизы. 2019, № 14 (3). С. 72–77.
7. Чеснокова Е.В. Кафедра судебно-экспертной деятельности: пример синтеза науки, экспертной практики и образования / Е.В. Чеснокова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. Т. 24. № 1. С. 193–202.
8. Ястребов О.А. Цифровизация образования — новый этап развития классического вуза / О.А. Ястребов, И.В. Панова // Публичное право сегодня. 2022. № 3 (13). С. 6–21.
9. D'Iakonova O.G. Modern directions of forensic experts primary training / O.G. D'Iakonova // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 13 (10). С. 1662–1670.

Остальные статьи