Судебно-экспертная дидактика как современный механизм обучения молодого поколения судебных экспертов
Аннотация
Цель. Отсутствие законодательных требований к квалификации частных судебных экспертов привело к формированию неудовлетворительной практики, ведущей к разнообразию дидактических подходов к судебноэкспертному образованию в России, что, несомненно, повлияло на качество производства судебных экспертиз. В связи с этим предлагается рассмотреть современное состояние и перспективы развития подготовки судебных экспертов путем: профессиональной переподготовки и повышения квалификации; получения высшего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 40.05.03 «Судебная экспертиза», а также высшего образования по магистерским программам, связанным с судебно-экспертной деятельностью, на примере специфики обучения судебных экспертов в РУДН — университете, реализующем многоуровневые программы подготовки. Методология: системный анализ, синтез, сравнительный эксперимент, конкретизация, обобщение. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что именно в унификации судебно-экспертного образования заключено стратегическое разрешение проблемы компетенций и компетентности в судебно-экспертной деятельности. Авторы делают вывод, что существующие программы подготовки судебных экспертов значительно улучшили их компетенцию, но разнообразие программ и отсутствие законодательных требований к квалификации для частных экспертов привело к снижению качества производства судебных экспертиз. Повысить качество возможно только при условии совершенствования механизмов судебно-экспертной дидактики, законодательства в сфере судебной экспертизы и государственного регулирования практической деятельности. Научная и практическая значимость. Статья направлена на исследование современного состояния судебно-экспертной дидактики в России и развитие теории и практики судебной экспертизы относительно вопроса квалификации судебного эксперта. Результаты экспертизы часто имеют принципиальное значение для исхода дела, поэтому вопрос о квалификации судебного эксперта должен иметь первостепенное значение в практике судебно-экспертной деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 10/2024 |
Страницы | 12-16 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-10-12-16 |
Одним из основных путей повышения качества производства судебной экспертизы является совершенствование механизмов судебно-экспертной дидактики.
Судебно-экспертная дидактика — это процесс обучения судебных экспертов / преподавательская деятельность, направленные на формирование профессиональных экспертных компетенций. Поскольку институт судебной экспертизы продолжает развиваться, важно рассмотреть современное состояние судебно-экспертной дидактики и изучить перспективы ее развития.
Зарубежный и отечественный опыт судебно-экспертной деятельности показывает, что системная оценка качества подготовки персонала является одним из основополагающих условий эффективной деятельности судебно-экспертных учреждений. Большой интерес к данной проблематике способствует укреплению принципа состязательности сторон в современном судопроизводстве, повышенному вниманию к компетентности судебных экспертов, появлению новых форм подтверждения квалификации по определенной экспертной специальности.
Современные модели судебно-экспертной дидактики достигли значительных успехов, и многие университеты и институты предлагают комплексные обучающие программы по направлениям подготовки судебных экспертов. Программы включают в себя сочетание теоретических знаний и практической подготовки, что позволяет студентам быть хорошо подготовленными к решению задач в данной области.
В настоящее время реализуются три модели подготовки судебных экспертов: