Правовые проблемы применения специальных знаний при оценке оказанной медицинской помощи
Аннотация
В статье изложены основные проблемы применения специальных знаний при оценке оказанной медицинской помощи, возникающие как на досудебном этапе рассмотрения подобных споров, так и при разбирательствах дел о ненадлежащем оказании медицинской помощи в рамках гражданского или уголовного судопроизводств. На примерах из анализа профессиональной практики автора описаны основные причины затруднения досудебного урегулирования споров, сделаны выводы о необходимости использования различных методов досудебного урегулирования, например расширение деятельности врачебных комиссий при рассмотрении жалоб пациентов. С опорой на судебную практику продемонстрирована роль судебно-медицинской экспертизы как доказательства по делам о ненадлежащем оказании медицинской помощи, выявлена проблема смешения видов экспертиз. В статье отмечена роль такого доказательства, как ревизионное заключение на заключение судебно-медицинской экспертизы, причины его появления, позиция Верховного Суда РФ о возможности признания такого доказательства допустимым, отличие ревизионного заключения от заключения специалиста в настоящее время. Приведен пример использования в спорах новых форм — заключения профессиональных некоммерческих организаций, что открывает новые возможности для сторон спора при аргументации позиции. При оценке появившихся форм использования специальных знаний сделан вывод о сохраняющейся потребности совершенствования правовой регламентации института медицинских экспертиз, качества самих проведенных исследований, квалификации экспертов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Медицинское право № 04/2024 |
Страницы | 38-43 |
Оказание качественной медицинской помощи — актуальная задача здравоохранения, однако к решению вопросов о качестве оказанной медицинской помощи, о надлежащем оказании медицинской помощи в конкретной ситуации обращена и юридическая наука.
Если посмотреть статистику обращений граждан с жалобами на некачественно оказанную медицинскую помощь в надзорные органы в Следственный комитет РФ или в отдельную медицинскую организацию, то количество обращений будет значительным. Например, в 2022 г. в СК РФ зарегистрировано 5747 обращений пациентов. За десять месяцев 2022 г. в Росздравнадзор поступило 21 164 обращения, связанных с низким качеством медуслуг. Для примера количества обращений в конкретную медицинскую организацию автору хотелось бы прибегнуть к собственному профессиональному опыту и поделиться статистикой обращений в медицинскую организацию, входящую в первые строчки в ТОП-200 частных многопрофильных клиник России. Таких обращений за 2022 г. составило 624 на 25 отделений.
При разрешении споров пациентов с медицинскими организациями наиболее сложной является проблема верификации или проверки полученных доказательств и принятие позиций сторонами в ходе аргументации. Причинами сложности рассматриваемой проблемы являются как аспекты собственно нормативного (юридического) характера, так и иные аспекты, относящиеся к социокультурным, коммуникативным, психологическим, риторическим факторам споров.
Каждый случай предполагаемого ненадлежащего оказания медицинской помощи, безусловно, индивидуален, однако их объединяет одно — разрешить вопрос о признании оказанной медицинской помощи качественной или некачественной без применения специальных знаний в области медицины не представляется возможным.
Наиболее очевидная проблема применения специальных знаний выявляется уже при самом первом обращении пациента (как правило, непосредственно в медицинскую организацию) с жалобой на ненадлежащее лечение. Обычно пациенты не обладают знаниями в области медицины на достаточном уровне и склонны винить в недостигнутом желаемом результате лечения исключительно медицинских работников, не принимая во внимание объективные данные. Примером, иллюстрирующим подобное поведение, выступает следующий случай из профессиональной практики автора: