Дата публикации: 14.11.2024

Взаимодействие врача и пациента: орфанный ракурс

Аннотация

В статье рассматривается роль врача при оказании медицинской помощи пациентам с редкими (орфанными) заболеваниями. Научная работа представляет сравнительно-правовое исследование законодательного регулирования орфанных заболеваний в странах Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), а также анализ нормативной базы и судебной практики в России. В результате проведенных научных изысканий авторы приходят к выводу, что пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями сталкиваются с вопросами своевременного обеспечения жизненно необходимыми лекарственными препаратами, установлением инвалидности и проведением диагностических исследований. Правоприменительные дилеммы вызваны рядом причин: коллизиями и пробелами в правовом регулировании (например, отсутствие критериев по включению заболевания в тот или иной перечень), несогласованностью в законодательстве государств — участниц Союза (например, отсутствием унифицированных списков), а также несоразмерным сужением позитивных обязанностей государства (например, отсутствием государственной поддержки по вопросам проведения диагностических исследований). Для исполнения своих обязанностей в полном объеме в соответствии с действующим законодательством врач (медицинский работник) должен обладать специализированными правовыми знаниями для маршрутизации пациентов и информирования их о правах и социальных гарантиях. Авторы полагают, что одним из путей, который может быть направлен как на улучшение положения пациентов, так и на повышение правовой грамотности медицинских специалистов, должно стать дополнительное обучение для врачей по вопросам в сфере специфики редких заболеваний.




I. Редкие (орфанные) заболевания: понятие и сущность. Сравнительно-правовой аспект в странах ЕАЭС

Редкими (орфанными) заболеваниями в Российской Федерации являются болезни, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети Интернет (URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/8048). В настоящее время в перечне к орфанным заболеваниям относят 292 нозологии. Однако большинство заболеваний из него не включены в программы государственных гарантий льготного лекарственного обеспечения, то есть пациенты с такими заболеваниями не имеют право на получение лекарств за счет средств государственного бюджета, как регионального, так и федерального, без установленной инвалидности. Перечень имеет осведомительный и прикладной характер для медицинских специалистов. Вместе с тем Правительство Российской Федерации также утвердило Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, который в настоящее время включает 17 заболеваний. Пациенты, заболевания которых включены в данный перечень, могут обеспечиваться всеми лекарственными препаратами, необходимыми для лечения заболевания за счет средств бюджетных ассигнований регионального бюджета. Дополнительный согласованный перечень отсутствует.

В Республике Беларусь к орфанным (редким) заболеваниям относятся тяжелые хронические прогрессирующие заболевания, имеющие, как правило, генетическую природу и уровень распространенности в популяции не более одного случая на 10 000 человек, приводящие к сокращению ожидаемой продолжительности жизни, инвалидности. В перечне орфанных (редких) заболеваний, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в настоящее время содержится 150 заболеваний, а также лекарственные препараты к ним. Финансирование расходов по лекарственному обеспечению осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Закон Республики Армения от 13 июня 2016 г. № ЗР-86 «О лекарствах» определяет орфанные лекарства как лекарства, предназначенные для лечения редких заболеваний (частота 1:10 000). Лекарственное обеспечение орфанных пациентов осуществляется только при наличии инвалидности. Следовательно, только наличие у пациента соответствующей нозологии не предоставляет ему дополнительного права на лекарства за счет средств бюджета.

Список литературы

1. Герейханова А. Путин заявил о новых принципах работы системы здравоохранения / А. Герейханова // Российская газета. 2024. 15 февраля.
2. Посадкова М.В. Будущее уже здесь: о конституционной природе репродуктивного права на рождение ребенка с использованием вспомогательных технологий / М.В. Посадкова // Сравнительное конституционное обозрение. 2022. № 6. С. 72–94.
3. Посадкова М.В. Развитие программ генетической диагностики пациентов с орфанными (редкими) заболеваниями как ключевой элемент пациентоориентированной модели здравоохранения / М.В. Посадкова, И.В. Бакрадзе, Д.В. Гавриленко // Медицинское право. 2024. № 1. С
4. Суринская Я. Татарстан просит обеспечить закупку лекарств от редких болезней всем регионам / Я. Суринская, А. Киселева // Ведомости. 2024. 15 апреля.
5. Czech, M. A Review of Rare Disease Policies and Orphan Drug Reimbursement Systems in 12 Eurasian Countries / M. Czech, A. Baran-Kooiker, K. Atikeler [et al.] // Front Public Health. 2020. Vol. 7. Art. 416. DOI: 10.3389/fpubh.2019.00416.
6. Neonatal Screening in Europe Revisited: An ISNS Perspective on the Current State and Developments Since 2010 / J.G. Loeber, D. Platis, R.H. Zetterström [et al.] // International Journal of Neonatal Screening (IJNS). 2011. Vol. 7. Iss. 1. P. 15. DOI: 10.33

Остальные статьи