Взаимодействие врача и пациента: орфанный ракурс
Аннотация
В статье рассматривается роль врача при оказании медицинской помощи пациентам с редкими (орфанными) заболеваниями. Научная работа представляет сравнительно-правовое исследование законодательного регулирования орфанных заболеваний в странах Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), а также анализ нормативной базы и судебной практики в России. В результате проведенных научных изысканий авторы приходят к выводу, что пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями сталкиваются с вопросами своевременного обеспечения жизненно необходимыми лекарственными препаратами, установлением инвалидности и проведением диагностических исследований. Правоприменительные дилеммы вызваны рядом причин: коллизиями и пробелами в правовом регулировании (например, отсутствие критериев по включению заболевания в тот или иной перечень), несогласованностью в законодательстве государств — участниц Союза (например, отсутствием унифицированных списков), а также несоразмерным сужением позитивных обязанностей государства (например, отсутствием государственной поддержки по вопросам проведения диагностических исследований). Для исполнения своих обязанностей в полном объеме в соответствии с действующим законодательством врач (медицинский работник) должен обладать специализированными правовыми знаниями для маршрутизации пациентов и информирования их о правах и социальных гарантиях. Авторы полагают, что одним из путей, который может быть направлен как на улучшение положения пациентов, так и на повышение правовой грамотности медицинских специалистов, должно стать дополнительное обучение для врачей по вопросам в сфере специфики редких заболеваний.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Медицинское право № 04/2024 |
Страницы | 24-33 |
I. Редкие (орфанные) заболевания: понятие и сущность. Сравнительно-правовой аспект в странах ЕАЭС
Редкими (орфанными) заболеваниями в Российской Федерации являются болезни, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети Интернет (URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/8048). В настоящее время в перечне к орфанным заболеваниям относят 292 нозологии. Однако большинство заболеваний из него не включены в программы государственных гарантий льготного лекарственного обеспечения, то есть пациенты с такими заболеваниями не имеют право на получение лекарств за счет средств государственного бюджета, как регионального, так и федерального, без установленной инвалидности. Перечень имеет осведомительный и прикладной характер для медицинских специалистов. Вместе с тем Правительство Российской Федерации также утвердило Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, который в настоящее время включает 17 заболеваний. Пациенты, заболевания которых включены в данный перечень, могут обеспечиваться всеми лекарственными препаратами, необходимыми для лечения заболевания за счет средств бюджетных ассигнований регионального бюджета. Дополнительный согласованный перечень отсутствует.
В Республике Беларусь к орфанным (редким) заболеваниям относятся тяжелые хронические прогрессирующие заболевания, имеющие, как правило, генетическую природу и уровень распространенности в популяции не более одного случая на 10 000 человек, приводящие к сокращению ожидаемой продолжительности жизни, инвалидности. В перечне орфанных (редких) заболеваний, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в настоящее время содержится 150 заболеваний, а также лекарственные препараты к ним. Финансирование расходов по лекарственному обеспечению осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Закон Республики Армения от 13 июня 2016 г. № ЗР-86 «О лекарствах» определяет орфанные лекарства как лекарства, предназначенные для лечения редких заболеваний (частота 1:10 000). Лекарственное обеспечение орфанных пациентов осуществляется только при наличии инвалидности. Следовательно, только наличие у пациента соответствующей нозологии не предоставляет ему дополнительного права на лекарства за счет средств бюджета.