Процессуальные особенности проведения судебно-медицинской экспертизы в рамках уголовного, гражданского судопроизводств и производства по делам об административных правонарушениях (сообщение II)
Аннотация
В статье приводятся результаты контентного сопоставления основных процессуальных положений по вопросам правового статуса эксперта, его прав, обязанностей и ответственности в зависимости от вида производства по делу.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Медицинское право № 04/2024 |
Страницы | 7-13 |
В сообщении I были рассмотрены вопросы, связанные с основаниями для назначения судебной экспертизы, порядком направления материалов для производства судебной экспертизы и определением ее исполнителей в зависимости от вида производства по делу. Цель настоящей публикации — контентное сопоставление процессуальных положений по вопросам правового статуса эксперта, его прав, обязанностей и ответственности в рамках уголовного и гражданского судопроизводств и производства по делам об административных правонарушениях.
Результаты исследования и их обсуждение. 1. Статус эксперта. Согласно уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее — УПК РФ), эксперт — это лицо, которое обладает специальными знаниями и назначено в установленном порядке для проведения судебной экспертизы и дачи заключения (ст. 57 «Эксперт»). Из Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) следует, что в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, которое обладает специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи заключения (ст. 25.9 «Эксперт»). Тем самым, хотя определение эксперта в КоАП РФ не дано, представлены некоторые его характеристики. В обоих процессуальных Кодексах ключевым является то, что эксперт — это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в установленном порядке для проведения судебной экспертизы и дачи заключения.
В Гражданском процессуальном кодексе РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (далее — ГПК РФ) процессуальное положение эксперта, как отдельного субъекта судопроизводства, специальным образом не определяется — соответствующей (определяющей) статьи нет. Но вместе с этим указано, что экспертиза назначается, когда возникают вопросы, требующие специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла (ст. 79 «Назначение экспертизы»), что можно рассматривать как примерно такие же характеристики (требования) к эксперту, как в других процессуальных кодексах, хотя они при этом не столь четкие.
Нет специальной статьи о том, кто такой эксперт, и в Федеральном законе от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» (далее — Федеральный закон «О ГСЭД в РФ»), в котором указаны лишь требования к занятию должности эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях (ее может занимать гражданин РФ с высшим образованием и дополнительным профессиональным образованием по конкретной экспертной специальности — ст. 13 «Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту»), а также подчеркивается независимость эксперта, как его важнейшая характеристика (ст. 7 «Независимость эксперта»). Статья 12 Федерального закона «О ГСЭД в РФ» «Государственный судебный эксперт» также характеризует эксперта с точки зрения его государственного статуса (им является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, который производит экспертизу в рамках должностных обязанностей).
Лишь в ст. 41 Федерального закона «О ГСЭД в РФ» «Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами» указывается на лиц, которые обладают специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла и могут проводить судебные экспертизы вне государственных учреждений — т.е. на экспертов в широком смысле слова, что можно считать определением понятия «эксперт», которое в своей сущности оказывается идентичным определениям, данным в КоАП РФ и ГПК РФ.