Дата публикации: 24.10.2024

Правовое регулирование финансирования политических партий в Республике Сербия

Аннотация

В Сербии политические партии играют важную роль в политической жизни общества. В современном мире успех партии на выборах во многом определяется возможностью привлечь необходимый объем ресурсов — и не только в рамках электоральной деятельности, но и в рамках текущей деятельности, в межвыборный период. В этой связи перед государством стоит непростая задача: с одной стороны, создать условия для развития должной политической конкуренции, с другой — не допустить возможность развития политической коррупции. Опыт Сербии интересен для изучения ввиду наличия необычного подхода к регулированию порядка финансирования партий и иных политических объединений, что может быть полезным при разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства России.




Конституция Сербии 2006 г. (далее — Конституция РС) не только предусматривает право граждан создавать политические партии и участвовать в их деятельности, но и признает их «роль в демократическом формировании политической воли граждан». Это положение находит развитие в Законе «О политических партиях» 2009 г., закрепляя определение понятия «политическая партия» как организации свободно и добровольно объединенных граждан, созданной для достижения политических целей путем демократического формирования политической воли граждан и участия в выборах (ст. 2). Интересным и довольно необычным является положение закона, предусматривающее особый вид политических партий — партии национальных меньшинств, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав и интересов таких групп граждан. Сегодня в Сербии зарегистрировано более 120 политических партий, из которых около 70 являются представителями национальных меньшинств. Создание политических партий не требует получение предварительного разрешения каких бы то ни было органов власти, однако требуется регистрация уполномоченным органом — Министерством государственного управления и местного самоуправления. Кроме того, они должны соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, устанавливается минимальное число членов таких объединений — 10 000, что является довольно высоким порогом при общей численности населения страны в 8,5 млн. Однако это общее правило, для политических партий национальных меньшинств требование к числу членов гораздо ниже и составляет только 1000 человек. Законодательством Сербии запрещена деятельность политических партий, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя, ограничение прав и свобод человека, разжигание расовой, религиозной и иной ненависти. В случае ненадлежащего исполнения этого требования Конституционный суд Сербии вправе принять решение о прекращении деятельности партии, что является основанием для исключения такого объединения из реестра политических партий. При этом обратиться в Конституционный Суд могут только правительство, прокурор Республики и Министерство государственного управления и местного самоуправления.

 Конституция Сербии предусматривает ряд гарантий для существования многопартийной системы. В частности, политические партии не могут непосредственно осуществлять власть, а также подчинять ее себе (ч. 3 ст. 5 Конституции РС), что препятствует возможности установления однопартийной системы.

Учитывая особую роль политических партий в политической жизни общества, государство постоянно находится в поиске правовых инструментов регулирования деятельности этих общественных объединений с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить их самостоятельность, обеспечить внутрипартийную демократию, создать условия для развития должной политической конкуренции, а с другой — минимизировать риски недобросовестного использования политических прав гражданами. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования деятельности политических партий: порядок создания, участия в выборах, финансирование и прекращения деятельности.

Список литературы

1. Кандель П.Е. Всеобщие выборы в Сербии / П.Е. Кандель // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2022. № 2. С. 80–88.
2. Половченко К.А. Статус политических партий в конституционной системе Республики Сербия / К.А. Половченко // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 4. С. 61–65.
3. Finansiranje političkih partija : između norme i prakse / [urednik Miodrag Milosavljević]. Beograd : Centar za slobodne izbore i demokratiju CeSID, 2008 (Beograd : Bg Dream i Technologies). 135 str.
4. Nemanja Nenadić. Comparative Analyses of the Legal Framework for Party and Election Campaign Finance in the Republic of Serbia. URL: <a href="https://www.transparentnost.org.rs/sr/" target="_blank">https://www.transparentnost.org.rs/sr/</a>
5. Извештаj о контроли годишньих извештаjа о финансираньу политичких субjеката за 2022. годину. Агенција за спречавање корупције. Республика Србиjа. Београд, фебруар 2024. Године. URL: <a href="https://www.acas.rs/cyr/page_with_sidebar/politicki_subjekti#" target="_blank">https://www.acas.rs/cyr/page_with_sidebar/politicki_subjekti#</a> (дата обращ
Остальные статьи