Дата публикации: 24.10.2024

Сербия на новом геополитическом перекрестке и особенности выбора российского направления

Аннотация

Автор обращает свое внимание на важность Балканского региона как зоны стратегической перегруппировки и конкуренции, сосредоточившись на Сербии как ключевом игроке. Автор отмечает, что, в отличие от других стран, Сербия предпочитает не делать окончательный выбор в пользу какого-либо покровителя, а вместо этого проводит многовекторную политику для обеспечения стабильности политического режима путем балансирования интересов различных сторон. Подчеркивается нейтральность Сербии в политическом и военном плане, что делает ее объектом внимания ведущих мировых держав. Акцентируется внимание на стратегической важности Сербии в контексте балканской политики, где страна избегает окончательного выбора покровителей и предпочитает многовекторную политику для обеспечения стабильности и баланса интересов.




Как много раз бывало в истории, Балканы по-прежнему остаются зоной стратегической перегруппировки и конкуренции. Борьба ведущих акторов мировой политики особенно сосредоточена вокруг Сербии, которая пока еще относительно нейтральна в политическом и военном смысле.

В отличие от других «новых демократий», Сербия по-прежнему избегает окончательного выбора покровителей и пытается проводить многовекторную политику, обеспечивающую определенную стабильность политического режима, путем балансирования интересов ведущих акторов мировой политики (прежде всего Германии, ЕС, Китая, России, США, Великобритании, Франции...). Несмотря на все трудности и критику, многовекторная политика, если она умела и тонка, способна позволить «малым народам» защитить свои интересы и максимально ослабить внешнеполитическую зависимость.

Слабая государственность, возникшая в результате разрушения целостности, сначала путем утопления в различных формах Югославии, а затем в результате насильственной конфискации ее исторической территории, отражает стратегическую уязвимость Сербии. Достаточно узкое пространство для маневра во внутренней и внешней политике толкает Сербию (как и большинство постсоциалистических стран) в объятия «империи по приглашению», которая при достаточно жестких и ограничительных условиях берет на себя роль учителя и защитника.

Не следует забывать, что, помимо прочего, Сербия пережила и процедуру «цветных революций», которая существенно повлияла (пошатнула) на некоторые традиционные ценности и ориентации, особенно среди молодого поколения.

Сербское общественное мнение подверглось «перекодированию» сознания, а это значит, что к нему была применена формула изменения не только мира информации, но и мира символов. Русский психолог Мария Холкина блестяще замечает: «В каждом обществе одновременно с реформами, потрясениями и революциями возникают так называемые символические революции, которые должны коренным образом изменить картину мира».

При этом осуществляется радикальный пересмотр «символического капитала», заложенного на предыдущем историческом этапе:

1) осуществляется смена сакральной зоны: заменяются старые боги и устанавливаются новые;

2) меняются названия городов, улиц, происходит замена памятников;

3) дружба меняет иерархию в системе «друг — враг»;

4) старые тексты теряют свою актуальность; создается большое количество идеологических текстов, которые должны изменить политическое и идеологическое мировоззрение.

Помимо всего этого, Сербия столкнулась с очень серьезными потрясениями и вызовами при переходе от ХХ к XXI в. (кровавый демонтаж Югославии, агрессия НАТО, «развод» с Черногорией, создание Республики Косово). Несмотря на все это, можно сказать, что Белграду все же удается балансировать между двумя основными полюсами притяжения: ЕС и НАТО, с одной стороны, и Россией — с другой, что укладывается в концепцию его многовекторной внешней политики.

Список литературы

1. Пономарева Е.Г. Многовекторность как выход из тупика стратегической уязвимости / Е.Г. Пономарева, М. Младенович // Сравнительная политика. 2020. Т. 11. № 1. С. 88–103.
2. Пономарева Е.Г. Проект «Косово» и большая политика / Е.Г. Пономарева // Мир и политика. 2013. № 7 (82). С. 92–111.
3. Раззаков Ф. Другой Владимир Высоцкий : темная сторона биографии знаменитого Артиста / Ф. Раззаков. Москва : Алгоритм, 2011. 412 с.
4. Торкунов А.В. Великая евразийская держава в потоке перемен / А.В. Торкунов // Международные процессы. 2018. Т. 16. № 1 (52). С. 6–13.
5. Энтина Е. Куда идут Балканы? Новая парадигма сотрудничества для России / Е. Энтина, А. Пивоваренко, Д. Новакович. Москва : Фонд развития и поддержки международного дискуссионного клуба «Валдай», 2018. 28 с.
6. Colomer, J.M. Great Empires, Small Nations: The Uncertain Future of the Sovereign State / J.M. Colomer. London, N.Y. : Routledge, 2007. 114 р.
7. Lundestad, G. Empire by Invitation? The United States and Western Europe, 1945–1952 / G. Lundestad // Journal of Peace Research. 1986. Vol. 23. Iss. 3. P. 263–277.
8. Mladenivic, M. Теориjа и пракса “шарених револуцjа” / M. Mladenivic, E. Ponomarjova, Z. Kilibarda // Социолошки преглед. 2012. Bol. 46. Бр. 4. S. 513–533.
9. Пономарева J. «Мека моћ» Русиjе — услов њеног геополитичког успона / J. Поромарева, М. Младеновч // Српска политичка мисао. 2016. бр. 1. Год. 23. Vol. 51. S. 11–29.
10. Zeneli, V. What Has China Accomplished in Central and Eastern Europe? / V. Zeneli // The Diplomat. 2017. 25 November.
Остальные статьи