Сербия на новом геополитическом перекрестке и особенности выбора российского направления
Аннотация
Автор обращает свое внимание на важность Балканского региона как зоны стратегической перегруппировки и конкуренции, сосредоточившись на Сербии как ключевом игроке. Автор отмечает, что, в отличие от других стран, Сербия предпочитает не делать окончательный выбор в пользу какого-либо покровителя, а вместо этого проводит многовекторную политику для обеспечения стабильности политического режима путем балансирования интересов различных сторон. Подчеркивается нейтральность Сербии в политическом и военном плане, что делает ее объектом внимания ведущих мировых держав. Акцентируется внимание на стратегической важности Сербии в контексте балканской политики, где страна избегает окончательного выбора покровителей и предпочитает многовекторную политику для обеспечения стабильности и баланса интересов.
Тип | Статья |
Издание | Сербско-российский научный журнал № 01/2024 |
Страницы | 55-60 |
УДК | 327 |
DOI | 10.18572/3034-3798-2024-1-2-55-60 |
Как много раз бывало в истории, Балканы по-прежнему остаются зоной стратегической перегруппировки и конкуренции. Борьба ведущих акторов мировой политики особенно сосредоточена вокруг Сербии, которая пока еще относительно нейтральна в политическом и военном смысле.
В отличие от других «новых демократий», Сербия по-прежнему избегает окончательного выбора покровителей и пытается проводить многовекторную политику, обеспечивающую определенную стабильность политического режима, путем балансирования интересов ведущих акторов мировой политики (прежде всего Германии, ЕС, Китая, России, США, Великобритании, Франции...). Несмотря на все трудности и критику, многовекторная политика, если она умела и тонка, способна позволить «малым народам» защитить свои интересы и максимально ослабить внешнеполитическую зависимость.
Слабая государственность, возникшая в результате разрушения целостности, сначала путем утопления в различных формах Югославии, а затем в результате насильственной конфискации ее исторической территории, отражает стратегическую уязвимость Сербии. Достаточно узкое пространство для маневра во внутренней и внешней политике толкает Сербию (как и большинство постсоциалистических стран) в объятия «империи по приглашению», которая при достаточно жестких и ограничительных условиях берет на себя роль учителя и защитника.
Не следует забывать, что, помимо прочего, Сербия пережила и процедуру «цветных революций», которая существенно повлияла (пошатнула) на некоторые традиционные ценности и ориентации, особенно среди молодого поколения.
Сербское общественное мнение подверглось «перекодированию» сознания, а это значит, что к нему была применена формула изменения не только мира информации, но и мира символов. Русский психолог Мария Холкина блестяще замечает: «В каждом обществе одновременно с реформами, потрясениями и революциями возникают так называемые символические революции, которые должны коренным образом изменить картину мира».
При этом осуществляется радикальный пересмотр «символического капитала», заложенного на предыдущем историческом этапе:
1) осуществляется смена сакральной зоны: заменяются старые боги и устанавливаются новые;
2) меняются названия городов, улиц, происходит замена памятников;
3) дружба меняет иерархию в системе «друг — враг»;
4) старые тексты теряют свою актуальность; создается большое количество идеологических текстов, которые должны изменить политическое и идеологическое мировоззрение.
Помимо всего этого, Сербия столкнулась с очень серьезными потрясениями и вызовами при переходе от ХХ к XXI в. (кровавый демонтаж Югославии, агрессия НАТО, «развод» с Черногорией, создание Республики Косово). Несмотря на все это, можно сказать, что Белграду все же удается балансировать между двумя основными полюсами притяжения: ЕС и НАТО, с одной стороны, и Россией — с другой, что укладывается в концепцию его многовекторной внешней политики.