Правовые особенности национальных советов национальных меньшинств в Республике Сербия
Аннотация
В статье анализируются особенности правовой природы института национальных советов национальных меньшинств в Республике Сербия. Приводятся позиции сербских исследователей относительно данного вопроса. Автор, принимая во внимание выводы Конституционного суда Республики Сербия 2014 г., видит этот институт как форму нетерриториального национального самоуправления, близкую к общественному объединению граждан.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Сербско-российский научный журнал № 01/2024 |
Страницы | 44-50 |
УДК | 323.15 |
DOI | 10.18572/3034-3798-2024-1-2-44-50 |
Сербию можно определить как многонациональное государство с одним единым государствообразующим сербским народом. Сербы в общей численности населения страны составляют 80,64%, на втором месте венгры — 2,77%. Третий по величине народ, проживающий в Сербии, — цыгане-рома (1,98%).
Наличием венгерского населения обусловлено образование Автономного края Воеводины, в структуре населения которого они составляют 10,48% (сербы — 68,43%). Из числа специфических балканских народностей на территории Автономного края Воеводины в наибольшем количестве проживают буневцы (0,63%), составляющие 0,17% от всего населения страны. В отличие последних горанцы распространены по всей территории Сербии: в северной части страны — 0,19%, в южной — 0,04%. Численность цыган-ашкали (примерно 0,04%), аромунов (цинцарцев), шокцев и шопов очень мала, настолько, что они не выделяются в статистических сборниках.
Также в Сербии проживают представители многих европейских народов, имеющих национальные государства, в том числе ранее входившие в состав Югославии (бошняки, македонцы, словенцы, хорваты, черногорцы — совокупно 3,47%). Все эти народы признаются национальными меньшинствами, однако только 17 таких национальных меньшинств сформировали национальные советы.
Понятие «национальное меньшинство» в сербском законодательстве
Международные договоры, участницей которых является Сербия и на которых в принципе основано сербское законодательство о защите национальных меньшинств, не содержат дефиниции национального меньшинства. Сербия ратифицировала Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств (ETS № 157), которая, несмотря на перечисление прав национальных меньшинств и обусловленных ими обязанностей государств, не содержит определения национального меньшинства, оставляя его на усмотрение государств-участников. Разработчики указанной Рамочной конвенции объясняли данный факт прагматическим подходом, основанном на признании невозможности в тот момент времени дать определение, удовлетворяющее интересам всех государств — членов Совета Европы.
Сербским законодателям пришлось вырабатывать дефиницию национального меньшинства самостоятельно на основании имеющихся различных доктринальных определений. Согласно части 1 ст. 1 Закона о защите прав и свобод национальных меньшинств, под национальным меньшинством понимается всякая группа граждан Республики Сербия, которая имеет достаточное представительство, но является меньшинством на территории Республики Сербия, относится к части населения страны, которая имеет прочные связи с ее территорией и обладает такими особенностями, как язык, культура, национальная или этническая принадлежность, происхождение или вероисповедание, которыми она отличается от большинства населения, а представители которой выделяются стремлением сохранить свою общую идентичность, включая культуру, традиции, язык или религию. При этом далее уточнено, что к национальному меньшинству могут быть отнесены только группы граждан, идентифицирующих себя с определенным народом, национальным и этническим сообществом, национальной и этнической группой, национальностью или народностью. Уточнение сделано для того, чтобы к национальным меньшинствам не могли быть отнесены меньшинства иного рода.