Дата публикации: 24.10.2024

Правовые особенности национальных советов национальных меньшинств в Республике Сербия

Аннотация

В статье анализируются особенности правовой природы института национальных советов национальных меньшинств в Республике Сербия. Приводятся позиции сербских исследователей относительно данного вопроса. Автор, принимая во внимание выводы Конституционного суда Республики Сербия 2014 г., видит этот институт как форму нетерриториального национального самоуправления, близкую к общественному объединению граждан.




Сербию можно определить как многонациональное государство с одним единым государствообразующим сербским народом. Сербы в общей численности населения страны составляют 80,64%, на втором месте венгры — 2,77%. Третий по величине народ, проживающий в Сербии, — цыгане-рома (1,98%).

Наличием венгерского населения обусловлено образование Автономного края Воеводины, в структуре населения которого они составляют 10,48% (сербы — 68,43%). Из числа специфических балканских народностей на территории Автономного края Воеводины в наибольшем количестве проживают буневцы (0,63%), составляющие 0,17% от всего населения страны. В отличие последних горанцы распространены по всей территории Сербии: в северной части страны — 0,19%, в южной — 0,04%. Численность цыган-ашкали (примерно 0,04%), аромунов (цинцарцев), шокцев и шопов очень мала, настолько, что они не выделяются в статистических сборниках.

Также в Сербии проживают представители многих европейских народов, имеющих национальные государства, в том числе ранее входившие в состав Югославии (бошняки, македонцы, словенцы, хорваты, черногорцы — совокупно 3,47%). Все эти народы признаются национальными меньшинствами, однако только 17 таких национальных меньшинств сформировали национальные советы.

Понятие «национальное меньшинство» в сербском законодательстве

Международные договоры, участницей которых является Сербия и на которых в принципе основано сербское законодательство о защите национальных меньшинств, не содержат дефиниции национального меньшинства. Сербия ратифицировала Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств (ETS № 157), которая, несмотря на перечисление прав национальных меньшинств и обусловленных ими обязанностей государств, не содержит определения национального меньшинства, оставляя его на усмотрение государств-участников. Разработчики указанной Рамочной конвенции объясняли данный факт прагматическим подходом, основанном на признании невозможности в тот момент времени дать определение, удовлетворяющее интересам всех государств — членов Совета Европы.

Сербским законодателям пришлось вырабатывать дефиницию национального меньшинства самостоятельно на основании имеющихся различных доктринальных определений. Согласно части 1 ст. 1 Закона о защите прав и свобод национальных меньшинств, под национальным меньшинством понимается всякая группа граждан Республики Сербия, которая имеет достаточное представительство, но является меньшинством на территории Республики Сербия, относится к части населения страны, которая имеет прочные связи с ее территорией и обладает такими особенностями, как язык, культура, национальная или этническая принадлежность, происхождение или вероисповедание, которыми она отличается от большинства населения, а представители которой выделяются стремлением сохранить свою общую идентичность, включая культуру, традиции, язык или религию. При этом далее уточнено, что к национальному меньшинству могут быть отнесены только группы граждан, идентифицирующих себя с определенным народом, национальным и этническим сообществом, национальной и этнической группой, национальностью или народностью. Уточнение сделано для того, чтобы к национальным меньшинствам не могли быть отнесены меньшинства иного рода.

Список литературы

1. Большой юридический словарь / под редакцией А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд, перераб. и доп. Москва : ИНФРА-М, 2001. 703 с.
2. Jовановић, М. О правној природи националних савета националних мањина / М. Jовановић // Анали Правног факултета у Београду. 2013. Вол. 61. № 2. S. 261–265.
3. Jончић, В. Људска права и Устав Републике Србиjе из 2006 године / В. Jончић // Устав Републике Србиjе из 2006 ; Неки елементи новог полотичког система : тематске зборнике радова. Београд : Институт за политичке студиjе, Трећи милениjум, 2007.
4. Kорхец, Т. Нетериториjална самоуправа у Србиjи — 15 година усаваршавања правног оквира културне аутономиjе / Т. Корхец // Права националних мањина у уставноправном систему Републике Србије : зборник радова са округлог стола одржаног 27 Новембра 2017. Беог
5. Radosavljević, D. De-partizacija nacionalnih saveta / D. Radosavljević // Nacionalni saveti nacionalnih manjina i kultura 2. Zavod za kulturu Vojvodine — Pokrajinski ombudsman AP Vojvodine. Novi Sad, 2015. S. 91–104.
6. Марковић, Р. Уставно право и политичке институциjе / Р. Марковић. 9-е изд. Београд : Jустиниjан, 2004.
7. Хоџић, J. Улога и значаj националних савета националних мањина у Србиjи / J. Хоџић // Администрациjа и jавне политике. 2018. № 3. S. 51–70.
Остальные статьи