Соперничество Запада и России на Балканах в 90-е годы: победило подобострастие
Аннотация
Запад не просто наблюдал за тем, как распадается СФРЮ, но и контролировал, а потом и управлял всеми процессами. Было ему очень важно не дать всем сербам остаться в одном государстве, а затем ослабить их максимально, втянуть в войны, обвинить в разжигании ненависти, геноциде. Внешняя политика в последние годы существования СССР была зависимой, нестабильной и вследствие этого бессильной. А. Козырев был выгоден Европе и США: он был своим человеком в Кремле, имел хорошую репутацию, осуществлял волю западных партнеров и снижал опасность от непредсказуемости России. Запад, несмотря на соглашательскую позицию Москвы, всегда внутренне опасался русской просербской позиции, боялся деятельности нашего парламента, «нажима со стороны правых националистов». Поэтому на Россию постоянно оказывали давление. Россия это давление расценивала как доверие.
Тип | Статья |
Издание | Сербско-российский научный журнал № 01/2024 |
Страницы | 15-33 |
УДК | 327 |
DOI | 10.18572/3034-3798-2024-1-2-15-33 |
События начала 90-х годов, кризис на территории Югославии возникли в конце длительного периода охлаждения, а затем стагнации отношений между СССР и Югославией. Тогда балканское направление находилось на задворках внешней политики России, с одной стороны, как невостребованное со стороны Югославии, а с другой — как неприоритетное для Москвы. В это время разразились почти одновременно национально-политические кризисы в Советском Союзе и на Балканах. И… распались две крупные федерации — СФРЮ и СССР. Югославия оказалась в трудных экономических и политических условиях, а потому искала поддержку среди европейских государств. Заговорила историческая память, и она с надеждой обратилась к России, как это часто случалось в истории. В ответ она встретила холодное непонимание, а также недоумение представителей российской дипломатии по поводу того, почему именно Россия должна участвовать в балканских делах.
И сам Советский Союз переживал тогда наихудшее время — М.С. Горбачев не знал, как сохранить государство, а стремившийся к власти Б.Н. Ельцин знал, как переиграть Горбачева, как получить власть, но не стремился сохранить СССР. И никто из них тогда не думал о том, что Запад не желает сохранить сильное государство, раскинувшееся на огромной территории в Европе и Азии. Сегодня уже не являются тайной планы США по разделу СССР, а потом России. В середине 90-х американские стратеги говорили об успешно осуществленных планах раздела СССР и планировали работать над тем, как расчленить и Россию на 6–8 частей. Вашингтон пугали амбиции России на глобальное лидерство в мире. Поэтому в 90-е годы США не намеревались сохранять Югославскую федерацию, размышляли, как поставить под полный контроль внешнюю и внутреннюю политику России. И это им удавалось в полной мере благодаря тому хаосу, который царил в правящей верхушке некогда сильной страны, а также нашей политической элите, ориентированной на Запад. Это отчетливо видно при рассмотрении событий на Балканах в 90-е годы прошлого века.
Запад не просто наблюдал за тем, как распадается СФРЮ, но и контролировал, а потом и управлял всеми процессами. Было ему очень важно не дать всем сербам остаться в одном государстве, а затем ослабить их максимально, втянуть в войны, обвинить в разжигании ненависти, геноциде. Почему? Запад знал, что только сербы могут оказать сопротивление, могут не согласиться с навязываемыми решениями, могут до последнего воевать за свободу и независимость. Известна была и любовь сербов к России, а также проверенная в веках поддержка русских сербских братьев.