Дата публикации: 31.10.2024

Критерии правомерности односторонних ограничительных мер: теория и практика. Часть 1

Аннотация

В настоящей статье рассмотрено понятие односторонних ограничительных мер в сопоставлении с институтами санкций и контрмер. На основании проведенного анализа выявлены критерии легитимности односторонних принудительных мер. Представлен обзор доктринальных подходов к оценке критериев применимости односторонних мер.




1. Односторонние ограничительные меры в международном праве: в поисках критериев правомерности

Приступая к исследованию критериев правомерности односторонних ограничительных мер, рассмотрим основные подходы к определению данного термина.

Так, М. Мэллой является теоретиком, посвятившим свою деятельность изучению практики применения США односторонних мер. Он дает следующее определение: «применяемые для достижения внешнеполитических целей финансово-экономические ограничения в отношении отдельной страны или ее граждан, в результате которых нарушается проведение торгово-финансовых операций».

С. Байс, занимавший ранее пост руководителя Управления по регулированию импорта Министерства торговли США, понимает под односторонними мерами «меры финансово-экономического характера с целью обеспечения интересов внешней политики или национальной безопасности». Г. Хуфбауэр и Дж. Шотт, также посвятившие свой научный труд изучению односторонних мер, отмечали, что односторонние меры — это «меры по ограничению или разрыву обычных торгово-финансовых отношений с целью принудить правительство другой страны к совершению желаемых действий».

Н.И. Дмитриева подчеркивает, что односторонние меры — это «преднамеренная, инициированная правительством государства приостановка (или ее угроза) сложившихся отношений, прежде всего в финансовой и экономической сферах, с целью изменения политики таргетируемой страны, включая поведение ее лидеров».

Список литературы

1. Броунли Я. Международное право. В 2 книгах. Кн. 2 / Я. Броунли ; под редакцией Г.И. Тункина ; перевод с английского С.Н. Андрианова. Москва : Прогресс, 1977. 509 с.
2. Вылегжанин А.Н. Понятие «международно-правовая политика государства» / А.Н. Вылегжанин, И.П. Дудыкина // Московский журнал международного права. 2016. № 4. C. 21–37.
3. Геворгян К.Г. «Односторонние санкции» и международное право. Заключение Международно-правового совета при МИД России / К.Г. Геворгян // Международная жизнь. 2012. № 8. С. 93–104.
4. Дмитриева Н.И. Экономические санкции как инструмент политического давления / Н.И. Дмитриева // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 52. С. 120–143.
5. Политика санкций: цели, стратегии, инструменты: хрестоматия / составители: И.Н. Тимофеев, В.А. Морозов, Ю.С. Тимофеева. 2-е изд., испр. и доп. Москва : НП РСМД, 2020. 452 с.
6. Brzoska, M. International Sanctions Before and Beyond UN Sanctions / M. Brzoska // International Affairs. 2015. Vol. 91. № 6. Р. 1339–1349.
7. Buys, C.G. United States Economic Sanctions: The Fairness of Targeting Persons From Third Countries / C.G. Buys // Boston University International Law Journal. 1999. Vol. 17. Iss. 2. Р. 54–55.
8. Carter, B.E. International Economic Sanctions: Improving the Haphazard U.S. Legal Regime / B.E. Carter. Cambridge [Cambridgeshire] ; New York : Cambridge University Press, 1988. 290 p.
9. Drezner, D. Targeted Sanctions in a World of Global Finance / D. Drezner // International Interactions. 2015. Vol. 4. P. 755–764.
10. Hufbauer, G. Economic Sanctions Reconsidered / G. Hufbauer, J. Shott, K. Elliott, B. Oegg. 3rd ed. Peterson Institute for International Economics, 2009. 248 p.
11. Hufbauer, G. Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy / G. Hufbauer, J. Schott, K.A. Elliott. Washington : Institute for International Economics, 1985. 753 p.
12. Pape, R. Why Economic Sanctions Do Not Work? / R. Pape // International Security. 1997. Vol. 22. Iss. 2. P. 90–136.

Остальные статьи