Критерии правомерности односторонних ограничительных мер: теория и практика. Часть 1
Аннотация
В настоящей статье рассмотрено понятие односторонних ограничительных мер в сопоставлении с институтами санкций и контрмер. На основании проведенного анализа выявлены критерии легитимности односторонних принудительных мер. Представлен обзор доктринальных подходов к оценке критериев применимости односторонних мер.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 04/2024 |
Страницы | 7-12 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2024-4-7-12 |
1. Односторонние ограничительные меры в международном праве: в поисках критериев правомерности
Приступая к исследованию критериев правомерности односторонних ограничительных мер, рассмотрим основные подходы к определению данного термина.
Так, М. Мэллой является теоретиком, посвятившим свою деятельность изучению практики применения США односторонних мер. Он дает следующее определение: «применяемые для достижения внешнеполитических целей финансово-экономические ограничения в отношении отдельной страны или ее граждан, в результате которых нарушается проведение торгово-финансовых операций».
С. Байс, занимавший ранее пост руководителя Управления по регулированию импорта Министерства торговли США, понимает под односторонними мерами «меры финансово-экономического характера с целью обеспечения интересов внешней политики или национальной безопасности». Г. Хуфбауэр и Дж. Шотт, также посвятившие свой научный труд изучению односторонних мер, отмечали, что односторонние меры — это «меры по ограничению или разрыву обычных торгово-финансовых отношений с целью принудить правительство другой страны к совершению желаемых действий».
Н.И. Дмитриева подчеркивает, что односторонние меры — это «преднамеренная, инициированная правительством государства приостановка (или ее угроза) сложившихся отношений, прежде всего в финансовой и экономической сферах, с целью изменения политики таргетируемой страны, включая поведение ее лидеров».