Политико-юридический взгляд на институт признания государств в международном праве
Аннотация
В статье рассматривается необходимость политико-юридической характеристики международного права как одной из особенностей учебной дисциплины. Обращается внимание, что факт признания государства во многом связан с проводимой политикой страны, нежели с правовыми проблемами. Констатируется разное отношение стран-партнеров по отношению к ведущим державам в вопросе признания нового государства. Обосновывается позиция, связанная с отсутствием необходимости употребления термина «частично признанное государство». Объясняется, почему de jure — это полное, но не окончательное признание государства. Наконец, представляется новый взгляд на первое признание советской республики в форме ad hoc.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 04/2024 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2024-4-2-6 |
Международное право можно рассматривать как науку и как учебную дисциплину. Полагаю, что в последнем случае речь должна идти не просто об обычном юридическом курсе учебной программы, а именно о политико-юридической дисциплине. Акцент в данном случае объясняется тем, что если сравнивать данный предмет, например, с теорией государства и права, уголовным или административным правом и другими стандартными дисциплинами, преподаваемыми в вузах на юридических факультетах, то только международное право ближе всего соприкасается с внешней политикой государства, обеспечивая политические решения международным инструментарием и закрепляя итоги в международно-правовых актах. Очевидно, что такого объема юридических норм и правовых институтов, регулирующих внешнеполитическую деятельность, не содержит ни одна отраслевая дисциплина.
Понятно, что международное право не подменяет и не замещает политику государства, но неизбежно сопровождает ее, фиксируя достигнутые результаты нормами международного права. В предыдущие годы в России учебники по международному праву содержали параграф, касающийся данного вопроса. В нем показывалась разница между правом и политикой, но в последующие годы от этого отказались и, думается, не вполне оправданно, так как из характеристики международного права выпадает одна из особенностей, о которой не следовало бы забывать. Разумеется, не все международно-правовые нормы связаны с политикой, но то, что они занимают заметную часть в системе международного права, думаю, сложно отрицать, и это не стоит упускать из контекста характеристики международного права. Политико-юридический характер международного права, как представляется, проходит красной нитью через все международное право, отражаясь в тех или иных нормах данной отрасли. Ярчайшим примером этого является институт признания государств в международном праве, и в этой связи стоит согласиться с мнением профессора К.А. Бекяшева, который отмечает, что «в большинстве случаев решение признавать или не признавать зависит от политических обстоятельств, нежели исключительно от правовых критериев».
Известно, что доктрина международного права рассматривает две теории признания государств — конститутивную и декларативную. При конститутивном подходе новое государство становится субъектом международного права только после признания другими государствами. Как правило, шаг о признании предпринимает каждое государство самостоятельно, хотя существуют и коллективные признания. При этом умалчивается, что прежде всего данное решение рассматривается в предварительном порядке политическим руководством страны. Взвешиваются все за и против. Оцениваются политические последствия как положительного, так и отрицательного решения и в последнем случае подбирается соответствующая аргументация, которая объясняет данный шаг государства.