Формирование дворянства в системе политико-правовых ценностей российского полицейского государства
Аннотация
В системе политико-правовых ценностей полицейского государства сословная дифференциация является неотъемлемым элементом. Функциональное назначение сословий определяет место и методологию в содержании «общего блага», объем корреспондированных привилегий для осуществления обязанностей. Процессом формирования дворянства Петром Великим была обусловлена судьба сословия ― тенденции развития, поиск ресурсов для защиты интересов, формы участия в государственной жизни. В желании создать социальный монолит из разнообразных групп служилых людей «по отечеству» приходилось прибегать к жестким мерам введения всеобщей и пожизненной, непрерывной службы с введением новой системы ранжирования чинов и должностей, принуждению к получению образования и усваивать европейскую культуру. Гибкость сословной культуры позволила благородному сословию пополняться лучшими людьми из податных категорий населения с сохранением магистральных политико-правовых ценностей, что дало возможность долгое время вполне успешно поддерживать существующий режим.
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 11/2024 |
Страницы | 54-57 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-11-54-57 |
Формирование и развитие полицейского государства в России происходило на основе зарождения и утверждения политико-правовых ценностей, которые выступали комплексным идеалом «общего блага» ― всестороннего рационального, для своего времени, обустройства публичной и частной жизни. Одним из неотъемлемых элементов конструкции общего блага, несомненно, является сословная дифференциация общества. Усвоенная от предыдущей эпохи идея неравенства по причине различного происхождения подданных, рода занятий и, следовательно, вклада в общее благо российским полицейским государством наследуется, совершенствуется и в результате получает институционально законченное выражение. Гарантии, связанные с собственным статусом ― правовым положением и деятельностью, оказываются ожидаемыми, востребованными, поэтому привлекательными для феодально-организованного общества в переломный момент перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии.
Последовательные мероприятия в России уже в XVII в., которая в литературе характеризуется в качестве тягловой государственности, предпринимаются к созданию юридического по форме и сословного по содержанию обособления совершенно разных многочисленных социальных групп в целях определения хозяйственно-административного назначения и характера службы каждой в общих интересах. Однако потребности в фактическом и юридическом оформлении сословий еще не сформировались, то есть не приобрели значения неизбежности выбора пути развития в условиях угрозы от внешних противников и внутренней реакции на процесс «абсолютизации» власти монарха, новых экономических вызовов. Так, попытка перевода на непрерывный режим несения государственной повинности служилых людей по отечеству правительством царевны Софьи в сочетании с отменой местничества в 1682 г. оказалась неудачной, поскольку встретила предполагаемое недовольство и сопротивление как высшей аристократии, так и рядового дворянства. К тому же казна столкнулась с нехваткой средств на содержание, поскольку размеры поместных окладов не позволяли большей части призванных безотлучно находится при исполнении должностей.
Переходом к новой политико-правовой реальности в правление Петра Великого предполагалась радикальная смена парадигмы в организации жизни страны. Сословная дифференциация оказывалась непременным условием и сущностным признаком общего блага. Формируемым сословиям применительно к изменяющимся реалиям надлежало осознать самоценность, значимость и, следовательно, масштаб участия в деле общего блага, частью которого они отныне будут выступать.