Легитимация норм права в трудах Г.В. Мальцева
Аннотация
В работе рассмотрены актуальные и важные вопросы, связанные с легитимаций норм права в работах Г.В. Мальцева. Показано, что эффективность правового регулирования непосредственно связана с легитимацией норм в обществе и социальными основаниями права.
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 11/2024 |
Страницы | 51-53 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-11-51-53 |
Современная юриспруденция стоит перед вызовом изменений в общественных отношениях, которые произошли во второй половине ХХ в. и идут в настоящее время. Бурное развитие информационных отношений привело к формированию к расширению сферы регулирования закона, что требует переосмысления вопросов правового регулирования. Важным аспектом правового регулирования в информационном обществе является процесс формирования юридической силы норм права, связанный с социальными основаниями права. Помимо юридической процедуры обретения юридической силы, существует целый ряд социальных факторов, имеющих значение для конечного итога реализации права в обществе. Комплекс данных вопросов обозначается категорией «легитимация». Зарубежный правовед Марк Ван Хук пишет: «…под легитимацией мы понимаем нормативную действительность, признание за ними должной обязательности». Вопросы легитимации разработаны в отечественной науке преимущественно по отношению к вопросам власти; несмотря на важность указанной проблематики, вопросы легитимации норм права остаются мало исследованными в российской юриспруденции. В связи с этим представляется ценным использование идей, сформулированных в ряде работ профессором, членом-корреспондентом РАН Г.В. Мальцевым (1935–2013). Г.В. Мальцев писал: «Юридическая наука с некоторым безразличием относится к изучению феномена легитимации правовых норм, что явно не согласуется с масштабами и значением соответствующих проблем в развитии права».
Важность научной разработки легитимации норм права обусловлена тем, что в настоящее время в отечественной юриспруденции не сформирована современная концепция правового регулирования, которая бы учитывала современные особенности современного общества. До сих пор в большинстве учебных пособий и научных работ используются категории «механизм» и «инструменты» применительно к регулированию общественных отношений.
Г.В. Мальцев убедительно критиковал данное понимание правового регулирования: «Слова “юридический механизм”, “механизмы юридического регулирования, правотворчества, правоприменения” сегодня занимают почетное место в лексиконе юриста. Но есть одно обстоятельство, которое в теоретико-методологическом смысле делает этот образ неудобным для права: он оставляет в стороне существование последнего в качестве сверхсложной динамической системы, буквально врастающей в свою социальную среду, способной при известных условиях самонастраиваться и саморазвиваться». Г.В. Мальцев убедительно показывал, что понимание действия права как определенного инструмента или машины устарело и связано с пониманием мира людьми в конце XIX в.