Обратное влияние учебника советского государственного права 1938 г. Часть 2
Аннотация
В статье показывается отсутствие оснований для подтверждения тезиса о влиятельности учебника советского государственного права 1938 г., проявляющегося в преемственности его ключевых положений наукой советского государственного права и последующими учебниками советского государственного права. Можно говорить лишь об обратном влиянии. Во второй части статьи обосновывается, что наука советского государственного права и последующие учебники и учебные пособия по данной дисциплине отказываются от предложенного в учебнике советского государственного права 1938 г. подхода к понятию государственного права, пересматривают подходы к системе курса советского государственного права и представлению о должном объеме учебника советского государственного права. Существенный отход от данных ключевых установок учебника советского государственного права 1938 г. демонстрирует уже одноименный учебник 1948 г.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 11/2024 |
Страницы | 47-50 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-11-47-50 |
Пересмотр подхода к понятию государственного права. Заключительный параграф титульного введения учебника 1938 г. содержал небольшой по объему материал, касающийся советского государственного права, в котором предлагалось понятие государственного права в широком, охватывающем «все отрасли права» и узком смыслах.
Фрагмент о государственном праве в узком и широком смыслах в учебнике 1938 г. дословно воспроизводил соответствующее положение доклада А.Я. Вышинского. Автором такого понимания государственного права был Г. Еллинек.
Еллинековский подход к государственному права не имел перспектив в теории советского государственного права в силу генеалогии, даже в случае наполнения его «классовым содержанием».
Поэтому уже в 1939 г. И.П. Трайнин пишет: «У нас нет и не может быть также государственного права в широком и узком смысле», «в нашей системе права нужно покончить с делением на государственное право в широком и узком смысле». «Деление государственного права на государственное право в широком и узком смысле, ― специально оговаривает он в сноске своей статьи, ― принималось и секцией государственного права Института права Академии наук. Секция, критически пересмотрев этот вопрос, от такого деления отказывается».
Следующие учебники и учебные пособия по советскому государственному праву и доктрина советского государственного права не только не приняли перенесенное в титульное введение учебника 1938 г. понимание государственного права в узком и широким смыслах, но и критиковали его. А.И. Лепешкин, прямо указывая на страницы из работы Г. Еллинека, писал, что А.Я. Вышинский сравнительно долгое время «пытался “приспособить”» данную концепцию, характерную для буржуазной науки государственного права, к советскому государственному праву». К А.И. Лепешкину в этом вопросе присоединился и Б.В. Щетинин.