Цифровизация современных миграционных процессов в Российской Федерации (проблемы нормативно-правового регулирования)
Аннотация
Современная миграционная политика, реализуемая большинством государств, испытывает воздействие большинства объективно обусловленных факторов и условий, связанных с такими особенностями, как внедрение новых информационно-коммуникационных практик государственного управления, цифровизация миграционных процессов, усиление взаимозависимости действующих субъектов миграционных отношений в публичном пространстве и т.д. В рамках анализа действующего российского миграционного законодательства и работы территориальных органов МВД России имеется соответствующий положительный опыт государственного управления миграционными рисками и угрозами (усиление политического контроля, ужесточение форм административной и уголовной ответственности для иностранных граждан). Вместе с тем существуют некоторые проблемные аспекты правоприменительной практики в сфере миграции. В данной статье предложены приоритетные направления нормативно-правового регулирования современных миграционных процессов в Российской Федерации в контексте критериев и требований цифровизации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 11/2024 |
Страницы | 35-38 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-11-35-38 |
Миграция и современные миграционные процессы являются объектом пристального изучения российских и зарубежных исследователей с точки зрения различных проблемных особенностей и аспектов ― предметной основы нормативно-правовых актов в сфере миграции, проблемной плоскости государственного регулирования межэтнических и межрелигиозных конфликтов, требований и критериев эффективности используемых современных цифровых технологий в контексте миграционного регулирования и т.д. В данной связи необходимо отметить работы, в частности, Г.И. Авциновой, М.А. Бурды, И.В. Герасимовой, В.Ю. Леденевой, Н.В. Михайловой и др.
Вместе с тем информатизация политико-управленческого процесса, а также использование цифровых инструментов при регулировании внутренней и внешней миграции требуют модернизации действующего российского миграционного законодательства и обновления процессуально-технических средств принимаемых политических решений по миграционной повестке. С учетом этого необходимо акцентировать внимание на следующих особенностях цифровизации миграционных процессов в Российской Федерации на современном этапе.
Большая часть информации о существующих институтах и процессуальных аспектах регулирования миграционных отношений в Российской Федерации является открытой и доступной для всех категорий иностранных граждан. В целом большинство иностранных граждан интегрировано в российское информационно-коммуникационное пространство ― к примеру, в течение 2023 г. подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России предоставлено почти 63 млн государственных услуг по миграционной проблематике. Здесь же необходимо отметить имеющиеся институциональные и инфраструктурные возможности в части ассимиляции и интеграции в рамках принимающего сообщества, созданные и оптимизированные такими структурами, как Общественная палата Российской Федерации, Федеральное агентство по делам национальностей, Россотрудничество и др.. В последнее время в дистанционном формате активно проводятся различные тематические и иные мероприятия, направленные на поддержание гармоничного и сбалансированного взаимодействия и взаимообогащения различных этносов и культур.
Более того, большинство государственных услуг в части миграционного регулирования переведено в цифровую форму, что связано с общими требованиями применительно к организации и обеспечению электронного документооборота в сфере государственного управления. В 2023 году принято 3,4 млн заявлений о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства, поставлено на миграционный учет около 565 тыс. российских граждан по месту пребывания и около 474 тыс. российских граждан по месту жительства, предоставлено 1 млн 358 тыс. государственных услуг иностранным гражданам по постановке на миграционный учет и т.д.