Дата публикации: 24.10.2024

Цифровизация современных миграционных процессов в Российской Федерации (проблемы нормативно-правового регулирования)

Аннотация

Современная миграционная политика, реализуемая большинством государств, испытывает воздействие большинства объективно обусловленных факторов и условий, связанных с такими особенностями, как внедрение новых информационно-коммуникационных практик государственного управления, цифровизация миграционных процессов, усиление взаимозависимости действующих субъектов миграционных отношений в публичном пространстве и т.д. В рамках анализа действующего российского миграционного законодательства и работы территориальных органов МВД России имеется соответствующий положительный опыт государственного управления миграционными рисками и угрозами (усиление политического контроля, ужесточение форм административной и уголовной ответственности для иностранных граждан). Вместе с тем существуют некоторые проблемные аспекты правоприменительной практики в сфере миграции. В данной статье предложены приоритетные направления нормативно-правового регулирования современных миграционных процессов в Российской Федерации в контексте критериев и требований цифровизации.




Миграция и современные миграционные процессы являются объектом пристального изучения российских и зарубежных исследователей с точки зрения различных проблемных особенностей и аспектов ― предметной основы нормативно-правовых актов в сфере миграции, проблемной плоскости государственного регулирования межэтнических и межрелигиозных конфликтов, требований и критериев эффективности используемых современных цифровых технологий в контексте миграционного регулирования и т.д. В данной связи необходимо отметить работы, в частности, Г.И. Авциновой, М.А. Бурды, И.В. Герасимовой, В.Ю. Леденевой, Н.В. Михайловой и др.

Вместе с тем информатизация политико-управленческого процесса, а также использование цифровых инструментов при регулировании внутренней и внешней миграции требуют модернизации действующего российского миграционного законодательства и обновления процессуально-технических средств принимаемых политических решений по миграционной повестке. С учетом этого необходимо акцентировать внимание на следующих особенностях цифровизации миграционных процессов в Российской Федерации на современном этапе.

Большая часть информации о существующих институтах и процессуальных аспектах регулирования миграционных отношений в Российской Федерации является открытой и доступной для всех категорий иностранных граждан. В целом большинство иностранных граждан интегрировано в российское информационно-коммуникационное пространство ― к примеру, в течение 2023 г. подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России предоставлено почти 63 млн государственных услуг по миграционной проблематике. Здесь же необходимо отметить имеющиеся институциональные и инфраструктурные возможности в части ассимиляции и интеграции в рамках принимающего сообщества, созданные и оптимизированные такими структурами, как Общественная палата Российской Федерации, Федеральное агентство по делам национальностей, Россотрудничество и др.. В последнее время в дистанционном формате активно проводятся различные тематические и иные мероприятия, направленные на поддержание гармоничного и сбалансированного взаимодействия и взаимообогащения различных этносов и культур.

Более того, большинство государственных услуг в части миграционного регулирования переведено в цифровую форму, что связано с общими требованиями применительно к организации и обеспечению электронного документооборота в сфере государственного управления. В 2023 году принято 3,4 млн заявлений о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства, поставлено на миграционный учет около 565 тыс. российских граждан по месту пребывания и около 474 тыс. российских граждан по месту жительства, предоставлено 1 млн 358 тыс. государственных услуг иностранным гражданам по постановке на миграционный учет и т.д.

Список литературы

1. Амельчаков М.Ф. Влияние современных тенденций международной миграции на формирование нормативной правовой базы регулирования миграции в Российской Федерации / М.Ф. Амельчаков, О.В. Катаева // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2022. № 4. С. 112–135.
2. Волох В.А. Риск-ориентированный подход в государственном управлении внешней миграцией / В.А. Волох, Т.Н. Дмитриева // Управление. 2024. Т. 12. № 1. С. 5–15.
3. Воронина Н.А. Возможности цифровизации для развития государственного управления миграционными процессами и права мигрантов / Н.А. Воронина // Вопросы политологии. 2019. Т. 9. № 10 (50). С. 2120–2129.
4. Зорин В.Ю. 2020 год в национальной политике России: итоги, задачи и вызовы нового десятилетия / В.Ю. Зорин, М.С. Каменских // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 2. С. 38–50.
5. Петрова В. Электронному правительству РФ не хватило онлайна / В. Петрова // Коммерсантъ. 2022. 11 октября.
6. Скутина С.Г. Инструментарий реализации государственной политики по переселению соотечественников, проживающих за рубежом в контексте современной российской миграционной повестки / С.Г. Скутина // PolitBook. 2024. № 1. С. 166–177.
7. Суворова В.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации / В.А. Суворова, И.А. Бронников // Управление. 2019. Т. 7. № 4. С. 131–139.
8. Чанбарисов А.Т. Развитие нормативно-правового регулирования борьбы с незаконной миграцией в Российской Федерации с 2001 по 2022 год / А.Т. Чанбарисов // Евразийский юридический журнал. 2022. № 4 (167). С. 89–91.

Остальные статьи