Правовое обеспечение экономической безопасности России: опыт экстраординарного регулирования
Аннотация
Исследуется проблематика формирования правового механизма обеспечения экономической безопасности с учетом опыта экстраординарного регулирования, направленного на преодоление негативных последствий чрезвычайных обстоятельств и внешнего санкционного воздействия. Обозначены основные подходы к правовой модели обеспечения экономической безопасности, заключающиеся в нормативной формализации системы количественных индикаторов, мониторинг которых должен осуществляться уполномоченными органами исполнительной власти с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех», а также в нормативном закреплении в федеральном законе системы правовых защитных мер, направленных на преодоление угроз экономической безопасности.
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 11/2024 |
Страницы | 28-32 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-11-28-32 |
Наблюдаемая в настоящее время политизация вопросов международного экономического оборота, которая выражается в активном применении зарубежными странами ограничительных мер (санкций), направлена на дестабилизацию экономической системы России. Значительный потенциал устойчивости, который демонстрирует российская экономическая система, не исключает потребности в правовых мерах, направленных на ориентацию хозяйственной системы на импортозамещение и развитие собственной технологической базы, как необходимых условий экономического суверенитета России, преодоление негативных последствий внешнего санкционного воздействия недружественных стран, направленных на деструкцию национальной сферы воспроизводства и распределения. При этом осмысление уже существующего экстраординарного регулирования позволяет выявить и обосновать подходы к нормативному закреплению мер, способных эффективно противостоять вызовам и угрозам экономике России.
Реализация комплексной политики обеспечения экономической безопасности есть важнейшая задача государства. Характер стоящих в этой сфере задач обусловливает потребность в таких правовых формах, которые предназначены для преодоления угроз экономической безопасности, возникающих в процессе нормального функционирования экономики, а также позволяют противодействовать экстраординарным угрозам, порождаемым чрезвычайными обстоятельствами (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации и др.) или внешним санкционным воздействием недружественных стран.
Решение задачи создания правового механизма обеспечения экономической безопасности требует прежде всего нормативного закрепления определенных ее параметров ― предельных индикаторов, система которых весьма глубоко разработана в экономической науке, ― отклонение от которых должно иметь значение юридического основания принятия конкретных правовых мер по устранению угрозы экономической безопасности. Угроза экономической безопасности, выражающаяся в отклонении от нормативно определенного допустимого индикатора, отражает объективную потребность в принятии таких правовых мер, характер которых может быть связан с ограничением прав и свобод субъектов экономической деятельности, а потому их (мер) действие должно иметь в своем основании целевые критерии и формальные условия, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.