Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства как организационной формы «семейного предприятия»: взгляд через призму легализации семейного бизнеса. Часть 1
Аннотация
В статье под углом зрения анализа законотворческого подхода к легализации семейного бизнеса изучается правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства как организационной формы «семейного предприятия». Предлагаемый методологический прием позволяет обратить внимание на недоработки законопроекта о семейном предприятии, а также сформулировать научно-практические рекомендации по совершенствованию правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 11/2024 |
Страницы | 15-18 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-11-15-18 |
В настоящее время, по оценке экспертов, в связи с появлением нового национального проекта «Семья» (далее ― Нацпроект), легализация семейного предпринимательства видится достаточно реалистичным и перспективным событием. С.Н. Катырин, глава Торгово-промышленной палаты (ТПП), призывает «включить меры поддержки семейного бизнеса в новый нацпроект. Для этого необходимо предварительно узаконить само понятие “семейное предприятие” на федеральном уровне». Вместе с тем существует мнение, что «наиболее удачной предлагаемой законом формой осуществления такого бизнеса… является именно крестьянское (фермерское) хозяйство». Следует ли безоговорочно согласиться с данным утверждением?
Для прояснения этого вопроса представляется возможным обратить внимание на правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) под углом зрения анализа предлагаемых подходов к легализации семейного бизнеса, в первую очередь подготовленного Министерством экономического развития совместно с ТПП законопроекта (далее ― Законопроект о семейном предприятии). Достоинство такого методологического подхода к исследованию видится в том, что он позволит не только указать на недоработки Законопроекта о семейном предприятии, но и сформулировать некоторые научно-практические рекомендации по совершенствованию правового статуса КФХ.
Представляется, что КФХ не способно в полной мере формализировать семейное предприятие, поскольку в Законопроекте о семейном предприятии, разработанном по аналогии с подходом к легализации социального предпринимательства (далее ― Закон о социальном предпринимательстве), под «семейном предприятием» понимается не организационно-правовая форма, а «правовой статус субъекта малого и среднего предпринимательства», приобретение которого предоставляет ему возможность претендовать на некоторые льготы и привилегии, определенные Федеральным законом № 209. В этом законопроекте роль КФХ отводится в качестве одной из разновидностей организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, отвечающих определенным в законе признакам «семейного предприятия». С этой точки зрения, а позиция разработчиков, с учетом апробированной социально-предпринимательской практики, представляется обоснованной, использование одной организационно-правовой формы КФХ, специализирующейся на сельскохозяйственной деятельности, пусть даже в наибольшей степени, соответствующей признакам «социального предприятия», существенно обеднит перечень потенциально возможных форм организации субъектов семейного предпринимательства и сфер их производственной и хозяйственной деятельности.