Искусственный интеллект в суде — одна инстанция: на пути развития цифрового правосудия
Аннотация
Внедрение искусственного интеллекта в систему отечественного правосудия влечет за собой пересмотр подхода к инстанциональной иерархии судебной власти. Распределение компетенции между различными судебными инстанциями предопределяется множеством факторов, в том числе возможностью вышестоящих инстанций устранить недостатки судебных актов, вынесенных нижестоящими инстанциями. В представленном исследовании оцениваются возможные технологические модели работы судебного искусственного интеллекта (judicial-AI) в зависимости от используемой информации и лица, администрирующего его работу. Предлагаются соответствующие сферы применения искусственного интеллекта в правосудии (приказное производство, индексация присужденных денежных средств, поворот исполнения судебного акта и т.д.), а также возможность обжалования принятых ИИ судебных актов. Отдельное внимание уделяется технологическим решениям, необходимым для корректной работы искусственного интеллекта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 11/2024 |
Страницы | 44-51 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-11-44-51 |
В Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) и отечественном законодательстве нормативно закрепляется компетенция судебных инстанций. Исследования процессуалистов позволяют сформулировать сложившийся на современном этапе подход об отправлении правосудия судьей-человеком в рамках инстанциональной структуры судебной системы.
Процесс цифровизации правосудия постоянно изучается с учетом развития информационных технологий и внедрения новых цифровых платформ. В этой связи оцениваются возможные подходы к работе искусственного интеллекта (artificial intelligence, AI) в суде. Предложенная юридическая конструкция инстанциональной организации судебной власти должна сопровождаться соответствующими технологическими решениями с учетом норм российского законодательства и судебной практики.
1. Технологическая модель судебного AI. Работа искусственного интеллекта в суде может быть представлена как минимум тремя технологическими моделями, действующими по принципу чат-бота (нейросети, способной распознавать, классифицировать, анализировать информацию и генерировать текст): электронная анкета дела — судебный чат-бот — машинное решение.
Любое алгоритмическое (машинное) решение будет зависеть от обрабатываемой искусственным интеллектом информации. Как справедливо отмечал академик В.М. Глушков, информация, заложенная в основу вычислительной деятельности, должна быть правдивой и объективной, в противном случае получаемый результат не всегда можно будет признать достоверным.
Обязательным условием внедрения judicial-AI и его корректной работы должно быть правило о формировании участниками процесса электронной анкеты дела на цифровой платформе (например, ГАС «Правосудие», «Мой.Арбитр», разрабатываемом суперсервисе «Правосудие онлайн» и др.). Электронная анкета дела будет включать в себя сведения об участниках процесса, предмете и сумме иска, а также иные установленные сведения. По принципу «формулы логического контроля» сведения анкеты должны верифицироваться, что, в частности, позволит проверять правоспособность и адрес участника спора (через базы данных ЕРГЮЛ, ЕГРИП, ЗАГС либо МВД России), оплату госпошлины или наличие оснований для ее освобождения и т.д.