Дифференциация уголовной ответственности за финансирование массовых беспорядков
Аннотация
Рассматривается целесообразность дифференциации уголовной ответственности за содействие массовым беспорядкам в форме финансирования. Представлены позиции как о криминализации финансирования массовых беспорядков путем специального закрепления соответствующего признака в диспозиции нормы, так и об отнесении финансирования преступления к соучастию (пособничеству) в преступлении. Основываясь на принципах законности (определенности уголовно-правового запрета), беспробельности закона и неизбыточности запрета, обосновывается правомерность установления уголовной ответственности за финансовое обеспечение массовых беспорядков.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 11/2024 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-11-13-17 |
Полигранность общественно опасных последствий массовых беспорядков, превосходящих фактические события, непосредственным образом сказывается на общественной жизни, общественном порядке и безопасности. Они сопряжены с актами насилия, значительным ущербом объектам гражданских прав, социальными волнениями, политической нестабильностью и поляризацией общества.
Целесообразно определить условия (совокупность явлений) их совершения, которые сами по себе не в состоянии их породить, но которые тем не менее выступают определенными обстоятельствами, способствующими их возникновению и существованию. С одной стороны, это корыстное стремление лиц к получению материальной выгоды или намерение освободиться от затрат, а с другой — финансирование всего этого.
Содействие осуществлению массовых беспорядков путем финансирования может выражаться в предоставлении или сборе средств либо оказании финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования и (или) иного материального обеспечения организации массовых беспорядков, вовлечения в них участников, призывов к ним, а также финансирования и (или) иного материального обеспечения подготовки лиц в целях осуществления массовых беспорядков.
Предоставление средств предполагает физическую передачу наличных или перечисление безналичных денежных средств (или иных финансовых инструментов) на расчетные счета участников или организаторов массовых беспорядков. Также это может происходить в форме предоставления материальных средств (например, обмундирование, снаряжение, средства связи, медикаменты, обеспечение жилыми или нежилыми помещениями, средствами передвижения). Зачастую это скрывается во избежание обнаружения и проверки уполномоченными органами (например, службами финансовой разведки). Предоставление средств для финансирования массовых беспорядков возможно посредством использования криптовалютных транзакций; системы «хавалы»; платформ онлайн-платежей; номинальных счетов или счетов третьих лиц; «смурфинга» (структурирования); предоплаченных карт; офшорных счетов и т.д.