Криминалистические аспекты исследования посткриминального суицида по делам о массовых убийствах в образовательных организациях
Аннотация
Посткриминальный суицид по делам о массовых убийствах в образовательных организациях рассматривается в криминалистике в нескольких аспектах: способ противодействия расследованию; улика поведения, указывающая на причинную связь между убийством и самоубийством; специфическая форма посткриминального поведения. Автором определены задачи первоначального этапа расследования массовых убийств в образовательных организациях. Отмечены особенности личности нападавших, указывающие на возможность вовлечения в сообщества с деструктивным контентом и связанный с ним риск агрессивного поведения в форме вооруженных нападений. Указано на обязательную демонстративность и символический характер насилия, присущие массовым убийствам, а также их коммуникативную природу. Сделан вывод о важности анализа поведения лица в целях обнаружения намерения совершить массовое убийство с последующим самоубийством.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Эксперт-криминалист № 04/2024 |
Страницы | 12-14 |
DOI | 10.18572/2072-442X-2024-4-12-14 |
Череда массовых убийств в образовательных организациях, произошедших за последние годы, открыла новую темную страницу в истории современной России. Вопросы противодействия вооруженному насилию в образовательной среде поднимаются все чаще, в том числе и в криминалистической науке.
Особенностью массовых убийств является то, что они нередко сопровождаются самоубийством самого преступника. Подчеркивается, что лица, совершившие три и более убийства, склонны к суициду. Это говорит о том, что они отличаются глобальной деструкцией, агрессивны не только по отношению к другим, но и к самим себе. Данное обстоятельство в совокупности с другими позволяет рассматривать массовые убийства и их частный случай – массовые убийства в образовательных организациях – в качестве разновидности убийств-самоубийств. Под последними понимается явление, при котором человек совершает убийство, а затем (как правило, в пределах 24 часов) завершает жизнь самоубийством.
Посткриминальный суицид лица, совершившего массовое убийство в образовательной организации (далее — ПКС), представляет интерес для криминалистической науки и практики расследования сразу с нескольких позиций.
Во-первых, ПКС выступает способом противодействия расследованию ввиду утраты важного источника криминалистически значимой информации. Примером тому является сокрытие преступления, которое может выражаться в форме уничтожения как самой доказательственной информации, так и ее носителей. В данной ситуации необходимо тщательное установление фактических обстоятельств дела, в первую очередь установление личности преступника и его мотивов.
Как отмечает Н.Н. Китаев, надлежащая проверка обстоятельств суицида может в определенных случаях помочь в раскрытии преступлений против жизни, что должны учитывать следователи и сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.