Контрольная функция нотариуса в рамках договора доверительного управления наследственным имуществом
Аннотация
Наследственный фонд — новый правовой институт, призванный стать эффективным средством сохранения и преумножения бизнеса или иного вида деятельности, осуществляемой наследодателем при жизни, и в продолжении существования которого он заинтересован после своей смерти. В работе рассмотрены особенности правового регулирования гражданско-правового контроля в рамках доверительного управления наследственным имуществом. Установлены методологические предпосылки исследования данного явления, особенности его нормативного закрепления, а также реализации в соответствующих правоотношениях. Дана характеристика действующего законодательства, содержащего нормы, регулирующие особенности данного института.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Наследственное право № 04/2024 |
Страницы | 18-22 |
DOI | 10.18572/2072-4179-2024-4-18-22 |
Доверительное управление имуществом является поименованной договорной конструкцией, нормы о которой сосредоточены в гл. 53 ч. 2 ГК РФ. Однако в ней отсутствуют какие-либо уточнения по поводу доверительного управления таким специфическим объектом, как наследственное имущество. Нормы об этом законодатель разместил в ч. 3 ГК РФ, поскольку именно она посвящена наследственным правоотношениям. При этом нормы ч. 2 ГК РФ о договоре доверительного управления субсидиарно применяются и к отношениям, вытекающим из доверительного управления наследственным имуществом (далее по тексту также — ДДУНИ).
ДДУНИ является элементом института охраны наследства и управления им, общие положения которого зафиксированы в ст. 1171 ГК РФ. Несмотря на то, что ключевой фигурой в рамках этого института следует признать нотариуса, принятие мер по охране наследственного имущества и управлению им законодатель связывает с инициативой определенных лиц. В их числе: наследники, исполнитель завещания, орган местного самоуправления, орган опеки и попечительства или другие заинтересованные лица (п. 2 ст. 1171 ГК РФ). Несколько иной подход к лицам, имеющим право ходатайствовать перед нотариусом о принятии соответствующих мер, отражен в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате (далее по тексту также — Основы). Так, в соответствии со ст. 64 Основ «нотариус по месту открытия наследства по сообщению граждан, юридических лиц либо по своей инициативе принимает меры к охране наследственного имущества, когда это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов или государства».
В научной литературе подобное расхождение квалифицируется коллизией между актами одного и того же уровня. При этом при ее разрешении ученые-юристы обычно апеллируют к правилу, зафиксированному в ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». Указанное правило содержит в себе приоритет норм ГК РФ. Однако в любом случае перечень лиц, которые могут обратиться к нотариусу с заявлением о принятии мер к охране наследственного имущества и управлению им, не является исчерпывающим, на что нередко обращается внимание в профессиональном нотариальном сообществе.
Так, ст. 1173 ГК РФ специально посвящена доверительному управлению наследственным имуществом. В соответствии с п. 1 указанной статьи на нотариуса возлагается обязанность заключить ДДУНИ, если элементом состава наследственной массы выступает имущество, по своему существу требующее управления. Перечень такого имущества законодатель оставляет открытым, однако в качестве примеров называет предприятие, долю в уставном (складочном) капитале корпорации, пай, ценные бумаги, исключительные права и т.п.