Дата публикации: 24.10.2024

Знакомиться нельзя копировать, или История одной таможенной проверки

Аннотация

Несмотря на достаточно полную регламентацию административных процедур таможенного контроля, обзор судебной практики свидетельствует о фактах нарушения прав проверяемых лиц в рамках таможенной проверки. В статье на примере конкретного судебного дела рассматриваются проблемы защиты процедурных прав невластного субъекта в таможенных отношениях. На основе материалов Постановления Конституционного Суда РФ от 28 апреля 2023 г. № 22-П автор исследует проблемные вопросы защиты прав и законных интересов проверяемых таможенными органами лиц. Делается вывод об усмотрении таможенных и судебных органов, направленном не в пользу невластных субъектов, что в конечном итоге способно ограничить базовые конституционные права граждан и организаций, в частности, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы лица во взаимодействии с органами публичной власти (п. 2 ст. 24 Конституции РФ). Автором оценивается позиция таможенных и судебных органов с точки зрения взаимного доверия органов власти и проверяемых лиц, соответствия законным ожиданиям проверяемого лица, предсказуемости решений и действий органов власти, их ответственности за такие решения и действия.




Государственный контроль и надзор традиционно отражают наиболее сложный спектр качественных свойств взаимодействия между гражданами и организациями с органами публичной власти. В отличие от иных форм связей невластных субъектов с государством, к примеру, административных процедур предоставления государственных услуг заинтересованным лицам, контрольно-надзорные отношения характеризуются повышенным потенциалом конфликтности во взаимодействии сторон. Неравенство последних принято считать характерным свойством управленческих отношений, которое право (а конкретно – административное право) не может (и не должно) устранить. В этих условиях вопросы защиты прав и законных интересов граждан и организаций при прохождении различных направлений (видов) государственного контроля и надзора приобретают особую актуальность и призваны нивелировать напряжение в контрольно-надзорном взаимодействии в различных сферах деятельности.

Таможенная сфера среди них имеет особое значение, которое в условиях современных угроз и рисков (в большинстве своем, внешнего свойства) обусловлено необходимостью, с одной стороны, обеспечивать необходимый уровень безопасности личности, общества и государства, с другой стороны, максимально содействовать развитию внешнеэкономических связей российских хозяйствующих субъектов с представителями дружественных государств.

Вопросы защиты интересов российского бизнеса при прохождении таможенного контроля активно исследуются учеными, в том числе блок вопросов, связанный с подобной защитой в условиях евразийской экономической интеграции. За последнее десятилетие происходит последовательное реформирование действующего таможенного законодательства в направлении системной административно-правовой регламентации прав и обязанностей субъектов – участников контрольно-надзорного взаимодействия в таможенных отношениях, укрепления процедурных гарантий подконтрольных лиц, обеспечения их базовых конституционных прав и свобод при прохождении таможенного контроля. Подобные нормативные трансформации обусловлены целым рядом факторов: влиянием международных стандартов в области таможенного регулирования на национальное законодательство, проводимой в течение последних лет реформой всей системы государственного контроля и надзора в стране как части (этапа) административной реформы в целом, цифровизацией и интеграцией экономики. Несмотря на все позитивные тенденции и прогрессивные сдвиги в регламентации таможенного контроля и практике его осуществления в современный период, анализ правоприменительной практики таможенных органов и судов при рассмотрении споров участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами свидетельствует о наличии отдельных проблем для невластных субъектов, связанных как с определенной пробельностью (отсутствием системности) регулирования, так и усмотрением органов власти при рассмотрении споров подобного рода.

Список литературы

1. Агамагомедова С.А. Бизнес под таможенным контролем: приоритеты в условиях административной реформы / С.А. Агамагомедова // Безопасность бизнеса. 2020. № 4. С. 8–14.
2. Агамагомедова С.А. Защита интересов бизнеса в условиях интеграции: практика Суда Евразийского экономического союза / С.А. Агамагомедова // Право и экономика. 2021. № 10 (404). С. 12–19.
3. Бакаева О.Ю. Мониторинг и аудит как инструмент достижения баланса частных и публичных интересов в налоговых и таможенных правоотношениях / О.Ю. Бакаева, Е.В. Покачалова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. № 4. С. 616–643.
4. Виноградова Е.В. Исполнительная власть в системе публичной власти в свете новых конституционных реалий / Е.В. Виноградова, М.Н. Кобзарь-Фролова // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1. С. 250–262.
5. Запольский С.В. Цифровизация финансового контроля: правовое регулирование / С.В. Запольский, Е.Л. Васянина // Правовая информатика. 2022. № 3. С. 4–12.
6. Управление – это наука и искусство : сборник / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд ; составитель Г.Л. Подвойский. Москва : Республика, 1992. 349 с.
7. Шерстобоев О.Н. Защита законных ожиданий – основополагающий принцип административного права / О.Н. Шерстобоев // Административное право и процесс. 2019. № 2. С. 21–26.

Остальные статьи