Знакомиться нельзя копировать, или История одной таможенной проверки
Аннотация
Несмотря на достаточно полную регламентацию административных процедур таможенного контроля, обзор судебной практики свидетельствует о фактах нарушения прав проверяемых лиц в рамках таможенной проверки. В статье на примере конкретного судебного дела рассматриваются проблемы защиты процедурных прав невластного субъекта в таможенных отношениях. На основе материалов Постановления Конституционного Суда РФ от 28 апреля 2023 г. № 22-П автор исследует проблемные вопросы защиты прав и законных интересов проверяемых таможенными органами лиц. Делается вывод об усмотрении таможенных и судебных органов, направленном не в пользу невластных субъектов, что в конечном итоге способно ограничить базовые конституционные права граждан и организаций, в частности, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы лица во взаимодействии с органами публичной власти (п. 2 ст. 24 Конституции РФ). Автором оценивается позиция таможенных и судебных органов с точки зрения взаимного доверия органов власти и проверяемых лиц, соответствия законным ожиданиям проверяемого лица, предсказуемости решений и действий органов власти, их ответственности за такие решения и действия.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Таможенное дело № 04/2024 |
Страницы | 29-32 |
DOI | 10.18572/2071-1220-2024-4-29-32 |
Государственный контроль и надзор традиционно отражают наиболее сложный спектр качественных свойств взаимодействия между гражданами и организациями с органами публичной власти. В отличие от иных форм связей невластных субъектов с государством, к примеру, административных процедур предоставления государственных услуг заинтересованным лицам, контрольно-надзорные отношения характеризуются повышенным потенциалом конфликтности во взаимодействии сторон. Неравенство последних принято считать характерным свойством управленческих отношений, которое право (а конкретно – административное право) не может (и не должно) устранить. В этих условиях вопросы защиты прав и законных интересов граждан и организаций при прохождении различных направлений (видов) государственного контроля и надзора приобретают особую актуальность и призваны нивелировать напряжение в контрольно-надзорном взаимодействии в различных сферах деятельности.
Таможенная сфера среди них имеет особое значение, которое в условиях современных угроз и рисков (в большинстве своем, внешнего свойства) обусловлено необходимостью, с одной стороны, обеспечивать необходимый уровень безопасности личности, общества и государства, с другой стороны, максимально содействовать развитию внешнеэкономических связей российских хозяйствующих субъектов с представителями дружественных государств.
Вопросы защиты интересов российского бизнеса при прохождении таможенного контроля активно исследуются учеными, в том числе блок вопросов, связанный с подобной защитой в условиях евразийской экономической интеграции. За последнее десятилетие происходит последовательное реформирование действующего таможенного законодательства в направлении системной административно-правовой регламентации прав и обязанностей субъектов – участников контрольно-надзорного взаимодействия в таможенных отношениях, укрепления процедурных гарантий подконтрольных лиц, обеспечения их базовых конституционных прав и свобод при прохождении таможенного контроля. Подобные нормативные трансформации обусловлены целым рядом факторов: влиянием международных стандартов в области таможенного регулирования на национальное законодательство, проводимой в течение последних лет реформой всей системы государственного контроля и надзора в стране как части (этапа) административной реформы в целом, цифровизацией и интеграцией экономики. Несмотря на все позитивные тенденции и прогрессивные сдвиги в регламентации таможенного контроля и практике его осуществления в современный период, анализ правоприменительной практики таможенных органов и судов при рассмотрении споров участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами свидетельствует о наличии отдельных проблем для невластных субъектов, связанных как с определенной пробельностью (отсутствием системности) регулирования, так и усмотрением органов власти при рассмотрении споров подобного рода.