Качество таможенных услуг как показатель клиентоориентированности таможенной службы России
Аннотация
В данной статье проводится всестороннее исследование качества таможенных услуг как ключевого показателя клиентоориентированности таможенной службы России. Рассматривается важность и значение высокого качества услуг в обеспечении эффективного взаимодействия между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, что способствует улучшению делового климата и повышению конкурентоспособности страны на международном уровне. В статье проводится анализ основных показателей, по которым можно оценить уровень клиентоориентированности таможенной службы, таких, как скорость и прозрачность таможенных процедур, доступность информации, профессионализм сотрудников. Особое внимание в статье уделяется передовому опыту и методам, используемым в мировой практике, которые могут быть адаптированы и применены в российской таможенной службе для повышения её эффективности и удовлетворенности клиентов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Таможенное дело № 04/2024 |
Страницы | 17-22 |
DOI | 10.18572/2071-1220-2024-4-17-22 |
Показатель качества оказываемых таможенных услуг, таможенного сервиса Федеральной таможенной службы России напрямую влияет на степень удовлетворенности участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) взаимодействием с таможенными органами, отражает, в какой мере были удовлетворены их потребности в связи с обращением в таможенный орган.
Исходя из международного опыта определения понятия качества услуг, отраженного в международном стандарте качества менеджмента ISO 9000, качественной можно считать услугу, в которой ее фактические, реальные характеристики совпали с предъявленными к ней требованиями. Объем и характер требований, в данном случае, определяются, исходя из потребительского субъективного восприятия услуги, то есть в соответствии с восприятием клиентом результата услуги. В иных случаях требования к качеству также могут быть определены на уровне нормативных правовых актов, регламентов, инструкций и технической документации.
В Российской Федерации стандартизация вопросов качества услуг отражена на нормативном уровне в ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг», ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества», где качество услуги определяется из наличия у услуги определенных положительных характеристик, за счет которых возможно удовлетворить предполагаемый и действительный потребительский спрос. Здесь, так же, как и в международных стандартизирующих документах, акцент делается именно на потребительское восприятие услуги, поскольку любые характеристики услуг должны соотноситься с имеющимся запросом и потребностью клиента.
К числу показателей качества услуг можно отнести:
· уровень квалификации специалистов, оказывающих услугу;