Таможенная пошлина: коллизия норм права
Аннотация
В статье определяется гносеология юридической коллизии «пошлина — налог» → «пошлина — не налог», рассматривается природа и правовой статус таможенной пошлины, анализируются конституирующие признаки налога и элементы налогообложения в контексте концептуальных рамок отраслей публичного и частного права, позволяющих представить таможенную пошлину налоговым платежом — основанной на законе денежной формы отчуждения собственности в целях обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности и безвозвратности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Таможенное дело № 04/2024 |
Страницы | 5-10 |
DOI | 10.18572/2071-1220-2024-4-5-10 |
Таможенная пошлина представляет собой основанный на законе денежный платеж в целях обеспечения расходов публичной власти, осуществляемый в том числе на началах обязательности, безвозмездности и безвозвратности, взимаемый таможенными службами при пересечении товарами евразийской таможенной границы и включаемый в цену товаров, оплачиваемую в конечном счете непосредственно потребителями (физическими и юридическими лицами) при их покупке на внутреннем (общем) рынке Евразийского экономического союза.
1. Гносеология юридической коллизии «пошлина – налог» → «пошлина – не налог»
Правовой статус таможенных пошлин в законодательстве стран, вошедших в состав Евразийского экономического союза, за последние три десятилетия не раз менялся и уточнялся в диапазоне диаметрально противоположных (контрадикторных) формулировок, как то: «таможенная пошлина – налоговый платеж» → «таможенная пошлина – неналоговый платеж» (рис. 1).
Нетрудно заметить, что официальные формулировки правового статуса таможенных пошлин существенно различаются. При этом наблюдается очевидная «дихотомия», явно контрастирующая на фоне единого подхода, демонстрируемого на наднациональном уровне, а именно: таможенная пошлина является налоговым платежом, осуществляемым на началах обязательности, безвозмездности и безвозвратности («Модельный Налоговый кодекс для государств – участников СНГ», гл. 2 «Система налогов и сборов», ст. 13 «Состав налогов и сборов»).
Альтернативная правовая норма, включенная, например в Закон Республики Армении «О таможенном регулировании» от 17 декабря 2014 г., относит таможенную пошлину к числу неналоговых платежей (гл. 13, ст. 89 «Таможенные платежи»). Напротив, в Бюджетном кодексе Республики Беларусь таможенные пошлины представлены в качестве налоговых доходов республиканского бюджета (п. 1.12 ст. 30 «Налоговые доходы республиканского бюджета»), тогда как в Налоговом кодексе Республики Кыргызстан от 18 января 2022 г. таможенные пошлины выведены за пределы республиканской системы налогов и сборов (раздел I «Общие положения», гл. 2 «Налоговая система Республики Кыргызстан», ст. 37 «Виды налогов»), а в Бюджетном кодексе Республики Казахстан, наоборот, таможенным пошлинам придан юридический статус налоговых доходов республиканского бюджета (гл. 3 «Структура бюджета», ст. 11 «Поступления бюджета», п. 4).