Дата публикации: 31.10.2024

Законотворчество под влиянием цифровых технологий

Аннотация

Современный этап развития цифровых технологий (далее — ЦТ) позволяет судить об их существенном влиянии на право и законодательство. В этой связи необходимо изучать возможности использования ЦТ в законотворческом процессе. Начальной стадией использования ЦТ в законотворческом процессе можно считать применение систем поддержки решений, не всегда связанных с искусственным интеллектом (далее — ИИ). С использованием интеллектуализированных (основанных на ИИ) систем поддержки принятия решений проблем возникает больше, поскольку речь идет о более масштабной замене человека. Использование ЦТ представляет собой новый подход к созданию и реализации новых законов, связанный, в том числе, с более активным привлечением общественности посредством интернет-технологий (краудсорсинг). Особый потенциал содержит обработка больших данных, однако в государственном управлении (и законотворчестве, в том числе) использование больших данных порождает проблемы конфиденциальности, безопасности и этики. Также на первом плане остается вопрос прозрачности ИИ, что актуализирует проблематику доступа к информации в контексте объяснимого (понятного) ИИ.




Существует несколько наиболее чувствительных для права и законодательства тем, связанных с использованием цифровых технологий (далее – ЦТ). Прежде всего, это активно развиваемый с легкой руки Л. Лессига прогноз о кардинальном изменении сущности права, его отмирании и замене законов программными кодами.

Американские авторы Кейси и Ниблетт довольно смело доказывают, что нормативные акты и правила должны умереть. По их убеждению, два типа технологий способствуют смерти стандартов (правил). Во-первых, предиктивные технологии, такие как большие данные и искусственный интеллект (далее – ИИ), значительно улучшат информацию, поступающую в распоряжение законодателей. Быстро растущая точность этих технологий позволит разрабатывать конкретные правила ex ante для каждого контекста. Во-вторых, по мере того, как сложность правил будет выходить за рамки человеческих возможностей обработки, коммуникационные технологии упростят ситуацию и предоставят гражданам четкие директивы. Правила, учитывающие тысячи соответствующих факторов, будут мгновенно доводиться до сведения граждан в виде простого сообщения «да» или «нет», т.е. зеленый или красный свет. На стоимости стандартов это не отразится. Постфактумный характер стандартов будет продолжать создавать издержки неопределенности. Таким образом, компромисс между правилами и стандартами изменится, и обоснование для использования стандартов исчезнет.

У этой позиции немало критиков. Критика эта во многом основана на том, что способность компьютеров обрабатывать информацию может вовсе не возрасти в тысячи раз по сравнению с сегодняшним днем, как это предполагается киберлибертарианцами; наоборот, в какой-то момент рост может замедлиться. Рационально рассудить этот спор по понятным причинам нам пока не представляется возможным. Можно лишь утверждать, что, как минимум, законодательство и право будут если не отмирать, то меняться.

Менее радикальные взгляды связаны с изучением возможностей использования ЦТ в законотворческом процессе. У ЦТ, безусловно, есть потенциал для улучшения, прежде всего, за счет увеличения потоков данных и более широкого использования сетей. Наиболее значимые изменения могут произойти в использовании ЦТ для автоматизации работы по подготовке законопроектов. Еще в 2000 г. нидерландский юрист Воерманс отметил развитие легиматики (legimatics) – науки о помощи компьютеров в составлении законопроектов. В легиматике существует два подхода к разработке правовых IT-систем: те, которые направлены на информацию, и те, которые связаны с ИИ. Последний является наиболее спорным.

В принципе процессы решения политических, правовых и законодательных проблем – это информационные проблемы. IT-системы, построенные в соответствии с информационно ориентированным подходом, помогают пользователям системы, определяя и предоставляя информацию для решения проблем, возникающих при разработке законодательства. Поэтому первый подход хорошо известен российским юристам благодаря трудам И.Л. Бачило. В подходе, основанном на ИИ, решение юридических и законодательных проблем является процессом рассуждения, что требует специальных знаний.

Список литературы

1. Бачило И.Л. Потенциал законодательства в процессах становления информационного общества / И.Л. Бачило // Информационное общество. 1999. № 3. С. 40–45.
2. Бачило И.Л. Право и закон: инфокоммуникативный аспект / И.Л. Бачило // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013. № 4. С. 37–47.
3. Талапина Э.В. Права человека в условиях цифровизации: риски и перспективы их признания, соблюдения и защиты государством / Э.В. Талапина, В.Н. Южаков, И.А. Черешнева. Москва : Издательский дом «Дело», 2023. 80 с.
4. Юридическая концепция роботизации : монография / ответственные редакторы Ю.А. Тихомиров, С.Б. Нанба. Москва : Проспект, 2019. 240 с.
5. Cantero Gamito M. Algorithmic Governance and Governance of Algorithms: An Introduction / M. Cantero Gamito, M. Ebers // Algorithmic Governance and Governance of Algorithms: Legal and Ethical Challenges / eds. by M. Ebers, M. Cantero Gamito. Cham : Springe
6. Casey A.J. The Death of Rules and Standards / A.J. Casey, A. Niblett // Indiana Law Journal. 2017. Vol. 92. Iss. 4. Art. 3. Р. 1401–1447.
7. Donelan E. Regulatory Governance. Policy Making, Legislative Drafting and Law Reform / E. Donelan. Cham : Springer, 2022. 342 р.
8. Haan N.D. Tools for automated legislative drafting / N.D. Haan. URL: <a href="https://www.semanticscholar.org/paper/Tools-for-Automated-Legislative-Drafting-Drafting-Haan/564df23a18295773f5b6451f274475b7dc72e794." target="_blank">https://www.semanticscholar.org/paper/Tools-for-Automated-Legislative-Drafting-Drafting-Haan/564df23a18295773f5b6451f274475b7dc72e794.</a>
9. Lessig L. Code and Other Laws of Cyberspace / L. Lessig. New York : Basic Books, 1999. 297 p.
10. Voermans W.J.M. Computer-Assisted Legislative Drafting in the Netherlands: The LEDA-Project / W.J.M. Voermans // Conference Proceedings Drafting in the Global Village. Ottawa, Canada : CIAJ, 2000.
11. Wischmeyer Th. Artificial Intelligence and Transparency: Opening the Black Box / Th. Wischmeyer // Regulating Artificial Intelligence / eds. by Th. Wischmeyer, T. Rademacher. Cham : Springer, 2020. Р. 75–102.

Остальные статьи