Законотворчество под влиянием цифровых технологий
Аннотация
Современный этап развития цифровых технологий (далее — ЦТ) позволяет судить об их существенном влиянии на право и законодательство. В этой связи необходимо изучать возможности использования ЦТ в законотворческом процессе. Начальной стадией использования ЦТ в законотворческом процессе можно считать применение систем поддержки решений, не всегда связанных с искусственным интеллектом (далее — ИИ). С использованием интеллектуализированных (основанных на ИИ) систем поддержки принятия решений проблем возникает больше, поскольку речь идет о более масштабной замене человека. Использование ЦТ представляет собой новый подход к созданию и реализации новых законов, связанный, в том числе, с более активным привлечением общественности посредством интернет-технологий (краудсорсинг). Особый потенциал содержит обработка больших данных, однако в государственном управлении (и законотворчестве, в том числе) использование больших данных порождает проблемы конфиденциальности, безопасности и этики. Также на первом плане остается вопрос прозрачности ИИ, что актуализирует проблематику доступа к информации в контексте объяснимого (понятного) ИИ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 11/2024 |
Страницы | 38-42 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-11-38-42 |
Существует несколько наиболее чувствительных для права и законодательства тем, связанных с использованием цифровых технологий (далее – ЦТ). Прежде всего, это активно развиваемый с легкой руки Л. Лессига прогноз о кардинальном изменении сущности права, его отмирании и замене законов программными кодами.
Американские авторы Кейси и Ниблетт довольно смело доказывают, что нормативные акты и правила должны умереть. По их убеждению, два типа технологий способствуют смерти стандартов (правил). Во-первых, предиктивные технологии, такие как большие данные и искусственный интеллект (далее – ИИ), значительно улучшат информацию, поступающую в распоряжение законодателей. Быстро растущая точность этих технологий позволит разрабатывать конкретные правила ex ante для каждого контекста. Во-вторых, по мере того, как сложность правил будет выходить за рамки человеческих возможностей обработки, коммуникационные технологии упростят ситуацию и предоставят гражданам четкие директивы. Правила, учитывающие тысячи соответствующих факторов, будут мгновенно доводиться до сведения граждан в виде простого сообщения «да» или «нет», т.е. зеленый или красный свет. На стоимости стандартов это не отразится. Постфактумный характер стандартов будет продолжать создавать издержки неопределенности. Таким образом, компромисс между правилами и стандартами изменится, и обоснование для использования стандартов исчезнет.
У этой позиции немало критиков. Критика эта во многом основана на том, что способность компьютеров обрабатывать информацию может вовсе не возрасти в тысячи раз по сравнению с сегодняшним днем, как это предполагается киберлибертарианцами; наоборот, в какой-то момент рост может замедлиться. Рационально рассудить этот спор по понятным причинам нам пока не представляется возможным. Можно лишь утверждать, что, как минимум, законодательство и право будут если не отмирать, то меняться.
Менее радикальные взгляды связаны с изучением возможностей использования ЦТ в законотворческом процессе. У ЦТ, безусловно, есть потенциал для улучшения, прежде всего, за счет увеличения потоков данных и более широкого использования сетей. Наиболее значимые изменения могут произойти в использовании ЦТ для автоматизации работы по подготовке законопроектов. Еще в 2000 г. нидерландский юрист Воерманс отметил развитие легиматики (legimatics) – науки о помощи компьютеров в составлении законопроектов. В легиматике существует два подхода к разработке правовых IT-систем: те, которые направлены на информацию, и те, которые связаны с ИИ. Последний является наиболее спорным.
В принципе процессы решения политических, правовых и законодательных проблем – это информационные проблемы. IT-системы, построенные в соответствии с информационно ориентированным подходом, помогают пользователям системы, определяя и предоставляя информацию для решения проблем, возникающих при разработке законодательства. Поэтому первый подход хорошо известен российским юристам благодаря трудам И.Л. Бачило. В подходе, основанном на ИИ, решение юридических и законодательных проблем является процессом рассуждения, что требует специальных знаний.